Проект «Антицензура»
© Константин Сельчёнок, Минск, 25.01.2001.
Метафилософия информационного гиперпространства
Настоящая работа сложилась под вдохновляющим воздействием трех автономных идей, которым вздумалось вступить в творческий альянс ради порождения некоего жизнеспособного целого.
Первая идея заключается в том, что цензура как ограничение в самовыражении (вне зависимости от ее причинного источника, форм реализации и движущих мотивов) воспринимается нами как явление привычное, но все же осознается как некая повседневная противоестественность, природопротивность, болезненность. Родители, педагоги и редакторы, наши внутренние голоса и отговаривания окружающих, а также такие скрытые формы цензуры, как пресловутое авторское право и необходимость соответствовать корпоративной программе совместных действий, — все эти лики и позы одной и той же цензуры легко распознаются нами, когда мы реагируем на столкновение с ними странным утеснением в груди и невольной задержкой свободного дыхания. Мы немного напрягаемся, немного замедляется, немного коверкаемся, порой даже стараясь не обращать внимания на все эти знаковые патологизмы.
Как бы там ни было, но только зашоренность восприятий препятствует усматривать в дне сегодняшнем признаки неумолимого отмирания всякого рода секретничества и запретительства как деструктивных стратегий, препятствующих развитию самой жизни. Жизнь потому-то и остается самой собой, что смело движется за пределы любых ограничений, и даже если и не отменяя пределов и границ вовсе, то как минимум утоньшая и динамизируя таковые. Панцирь черепахи силен и надежен, но он не идет ни в какой сравнение с бархатной кожей образованной красавицы, достигшей на пути эволюции гораздо большего, нежели черепаха, успеха. Сравнивая самих себя с теми же черепахами, мы вправе надеяться на то, что наши потомки (а значит и мы в них тем или иным образом) будут жить подлинно свободно, не ведая ни запретителей, ни отрицателей.
Вторая идея заключается в том, что в настоящее время все науки, искусства и практики, если они желают развиваться в пределах собственных социокультурных ниш, просто обязаны переориентироваться на освоение моделей, фундаментом которых будет именно сетевая реальность. До сих пор любое знание, любая рабочая концепция и любое представление о мироустройстве тем или иным образом связывалось с моделью пирамидально-иерархического архетипа организации сущего. Время иерархий уходит безвозвратно, во всяком случае, оно минет, если только не произойдет очередного скатывания эволюционирующего человечества к первобытности и страстно желаемому лишь законченными ретроградами «началу времен». Авторитарные режимы необходимы лишь в условиях ограниченности ресурсов. Когда же ресурсы становятся безбрежными (не столько за счет горизонтов экстенсивного роста, сколько благодаря технологически гениальному использованию имеющегося), отношения между взаимодействующими инстанциями становятся более мягкими, более гибкими, более уважительными, т.е. более демократичными.
Сеть как уникальная реальность Эпохи Водолея, вступающей в свои права вместе с открытием 2001 года, настолько необычна, перспективна и чарующе неопределенна, что вполне заслуживает собственной философии, своей психологии, особой социологии, отдельной юриспруденции и т.д. и т.п.. Рождение Сети, произошедшее буквально на наших глазах, отменило большинство отживших представлений и породило массу новых моделей и концепций, осознать неожиданность и жизнеспособность которых нам еще только предстоит.
Третья идея, динамизировавшая процесс создания настоящей работы, весьма понятна и даже обыденна. Просто захотелось призадуматься над нашим общим будущим, помедитировать о нашем исправляющемся, обновляющемся и окрыляющем Послезавтра. Возможно, именно такие пространные полеты наяву помогут отыскать лучшие образы для усердного построения гармоничных и жизнеспособных институтов нашего Завтра.
Ультрагуманистика: антиприродность феномена цензуры
Мало кто со всей ответственностью осознает сам психосоциальный феномен цензуры как худшую форму насилия. Худшую хотя бы потому, что она тонкая, скрытная, скрывающаяся от дневного света и людских глаз. В ней есть что-то преступное, что-то противозаконное, иначе почему она столь усердно скрывается в тиши кабинетов и избегает открытых обсуждений?
Любопытно, что само слово «ценз» имеет два дополняющих одно другое значения: «Ценз — ограничительные условия допущения лица к пользованию какими-либо правами (имущественный ценз, образовательный ценз, ценз оседлости)» и «Ценз — это статистическая перепись». На пересечении этих внешне ничем не связанных смысловых полей обнаруживается истинное содержание феномена цензуры — желание всех выровнять под одну гребенку, для того, чтобы обладать формальным правом запрещать, а значит — командовать.
Еще Юнг открыто взывал к здравомыслию своих коллег, склоняющихся перед химерой «научной статистики», говоря о виртуальности существования среднестатистического размера морской гальки. Возможно, на всем пляже из мириадов галек не отыщется именно длиной 3,567 дюйма. Но эта иллюзорная величина уже окажется поводом заставить всякую отличающуюся от нее реальную гальку чувствовать себя хоть в чем-нибудь ущербной, т.е. виновной.
Цензура как система осуществления государственного надзора (предусматривающего возможность предварительного просмотра) за содержанием печатных изданий, радио- и телепередач, театральных постановок и т.п. фактически оказывается инструментом охранения привилегий власть имущих. Цензура при ближайшем рассмотрении представляет собой обыкновенный произвол, опирающийся на застывшее мировидение ограничивающего, болезненно убежденного в «законной» необходимости «держать да не пущать».
Фактически на списки недопускаемых к свободным публикациям противников «общеполезного умонастроения» цензор невольно проецирует собственные страхи и глупости. Вот она, возродившаяся истина, обнаруженная еще Фрейдом: Супер-Эго будет творить все что угодно, только бы не пущать Ид, возможно, и не столь уж откровенно угрожающее благополучию самоценного Эго. Беда в том, что страдает весь организм, такой целостный и такой хрупкий. Кстати, в современном психоанализе все большее распространение получает (и все больше опытных подтверждений обретает) т.н. гипотеза нерепрессивного контроля. Суть его выражается достаточно просто: пациент всегда стремится к откровенности, однако допускает ее лишь в условиях гарантированной безопасности, обеспечиваемой ему психоаналитиком. Он невольно провоцирует врача на агрессию и раздражение, однако, получив в ответ на собственные провокации ответы терпимости и реакции понимания, всегда готов «сдаться» и раскрыться «безо всяких предварительных условий». Эту бы идею — да руководителям масс медиа в уши!
Представления о «целесообразности», «вынужденности» и «общественной полезности» цензуры — не просто миф, но некий аналог кристаллизованного социального бреда. Сама по себе цензура в любом из своих бесчисленных проявлений принципиально противоестественна, т.к. затрудняет развитие. Творчество — синоним жизни и счастья — это свобода самовыражения, свобода общения и свобода осуществления осознанного выбора собственной позиции, которую иначе как ответственно авторской по отношению к собственному будущему и не назовешь.
Если жизнь синонимична свободному, творческому, спонтанному развитию, то иначе как противницей жизни цензуру и не поименуешь. Цензура механически и насильственно препятствует обмену и росту. Действительно, конструктивная цензура стремится указывать на актуальность оздоровления проблемных зон. Однако любое насилие неизменно порождено некомпетентностью. А потому даже в наиболее абстрактных и метафорических модусах цензура как таковая просто не имеет права на существование, сколь бы недемократичным то ни показалось.
Суперполитика: самосохранение в отсутствие цензуры
Сколь до сих пор свойственно всем нам поразительное недоверие спонтанной динамике саморазворачивающейся жизни! К примеру, взять хотя бы порнографию. Ведь общеизвестно — «свинья грязь найдет». Нужно просто таким образом формировать здоровое отношение ребенка к подглядыванию за чужими интимностями, чтобы ему попросту эстетически претило созерцание прелюбодеяний всех тех, кто по той или иной причине решился на демонстрацию собственной сокровенности. Скажете, наркомания? Опять же все можно организовать иначе, нежели оно в настоящее время бытует на планете. Наркоманом неизбежно становится тот, кто не нашел себя, точнее, не нашел в жизни подлинно свое. Человек, занимающийся любимым делом, попросту не захочет тянуться к разлагающему зелью, он ценит себя как творца, как созидателя, как автора, ответственного за порождение красоты.
Казалось бы, идеи просты и общепонятны, а вот с методами — напряженка. Дело в том, что мы из лени да из невежества привычного стереотипно уповаем на всемогущество запретов, не понимая того, что жизнь, пусть даже в уродливой и патологизированной форме, себе дорогу непременно отыщет, прорвется — и всех поразит! Обидно, что причинителями большинства проблем оказываемся именно мы сами, страдальцы да страстотерпцы, а вовне не мифические «социальные необходимости», «кармические проклятия» да «закулисные заговоры». Получается, что и винить-то некого!
Сколько вокруг роится разговоров по поводу пресловутой «свободы слова». Одни настаивают на запрещении «недозволенного», другие ораторствуют о «необходимости» противоречащего общепринятому. Один из замечательных журналистов нашего времени определил свободу слова как презумпцию доверия зрителю да читателю: «Если ему воспринимаемое не нужно, он непременно переключится на восприятие иного. Если оно зачем-то и чем-то обязательно для его развития, он и без нас с вами нужное разыщет, да еще превозможет собственные потребности под лозунгом — «Запретный плод сладок по определению».
Не так давно я разговаривал по телефону с одним вконец осумасшествившимся «целителем». Он каким-то образом разыскал мой телефон, и предложил мне расположить на наших e-страницах свою «обескураживающе таинственную» информацию о «мгновенном избавлении человечества» от СПИДа, туберкулеза и онкологических заболеваний с помощью «загадочных» процедур с применением общедоступных ацетилсалицилата и двууглекислой соды. Бог с ним, я честно предложил ему прислать свои материалы мне до востребования, что он, как и ожидалось, до сих пор не сделал, по-видимому, опасаясь «кражи» бесценного «рецепта века». Но он был гениален в другом. Он осознал сайт в Сети как идеальную возможность обойти чиновников Минздрава и таким образом напрямую выйти к людям, минуя любых цензоров! В этом он был неоспоримо прав, гениально находчив и нравственно дерзок! Сохраняя остатки здравомыслия, он испугался столкновения с экспертизой, хотя бы в моем лице, как профессионала-педиатра. Но он все-таки отыскал путь к преодолению искусственных, незаконных, болезненных барьеров, присутствие коих ощущал, как они сам выразился, на каждом из квадратных метров коридоров власти. И в этом я с его правотой соглашаюсь без оговорок.
На своем собственном примере, коему предшествовали полтора десятилетия мытарств по издательствам да спонсорам, могу свидетельствовать — здоровая бесцензурность публикационного канала моего собственного сайта сотворила со мной уж никак не ожидавшееся: я стал размышлять и писать не просто свободнее и живее, но я смог наконец в полный голос говорить о том, о чем мне действительно думалось и что действительно ощущалось мною как непреложное. Конечно, у сетевых публикаций свой недостаток — ты не имеешь возможности узреть собственного читателя, в ряде случаев пока даже не имеешь возможности с ним переписаться. Слава Богу, мне этот недостаток публичности гарантировали собственная жена и дочь, являвшиеся на протяжении долгого времени моими главными и (как ощущаю то субъективно) единственными читательницами новых работ.
Именно открытость публикационного потока помогла мне вновь поверить в возможностность собственного разума, открыть врата инсайтинга, отыскать аргументы и вспомнить о ценности прежних накоплений. Не так уж важно, что я на самом деле напридумывал и наизобретал. Вполне возможно, что я занимался конвейерным производством общеизвестных велосипедов. Не в этом дело. Главный опыт заключался в том, что я вновь получил возможность открыто творить, облекая в оболочку словес те переживания и наития, которые, как после оказалось, никогда не покидали пространств моей души, но были задавлены самой невозможностью внешнего выражения (ложную идею о которой я, кажется, внушил им сам).
Конечно, не все так мрачно. Остается возможность беседовать с друзьями, получать весточки от продуманно изучающих немногие тексты посетителей сайта, в конце концов, самому возвращаться к наизобретенному, исправляя или радуясь. Просто когда хотя бы подразумевается то, что ты можешь быть услышан, можешь быть понят, можешь отыскать ответ того, кто интересуется твоим же, но по-своему, вот тогда-то и начинается истинное — свободное, истовое, страстное — творчество. Процесс ускоряется сам собой, даже если все твои упования на множество понимающих оказываются поспешно виртуальными. Во всяком случае, интернетизация помогает хотя бы перевести проблемы запрошенности личного спонтанного авторства из болота тупиковых проблем в светлую долину решаемых задач. Такая публикационная свобода многим замкнутым на самих себе авторам наверняка открыла бы врата к самим себе, что было бы небесполезным для многих, а, в общем-то, кажется, и для всех, и не только современников. Еще Гарольд Моровитц заметил, что протекающая через систему энергия упорядочивает и развивает саму систему. Так что свобода бесцензурной публикативности является непременным условием для обнаружения творческих ресурсов собственного внутреннего мира. Миры же наши глубинные столь богаты и возможностны, что даже представить себе это не так уж легко. Многие жалуются на отсутствие креативности, забывая фундаментальный биологический закон, формулируемый до обидного просто: «Функционально не востребуемый организмом орган неизбежно атрофируется».
Экстрадинамика: архетип беспредельного развития жизни
Логика неизбежного развития жизни воспринимается нами как императивная. Жизнь пробьется через любые преграды и преодолеет любые заторы, в том числе и создаваемые ею же собой на пути в собственное будущее. Разум в развитии жизни обнаружился постольку, поскольку мистически рефлектирующая себя жизнь вознамерилась обеспечить себе самой гарантии устойчивого развития. Не следует воспринимать слово «жизнь» в качестве ярлыка абстрактной категории. Окружающая действительность, воспринимаемая целокупно, неоспоримо подтверждает верность принятой нами аксиомы: «Непрестанное развитие является главным свойством любой формы жизни».
Жизнь по природе своей бивалентна. Иной она и быть не может, ибо напряжение является источником ее динамики. Однако бивалентность эта восхитительно многомерна. Речь идет о поражающем воображение числе всевозможных оппозиций и дополнительностей, символически объединенных в образе Тай-чи, включающем Инь и Ян, но к сумме последних не сводящемся. Самой замечательной динамической парой противоречиво направленных процессов оказывается одновременность, параллельность и взаимосвязанность процессов увядания и расцвета — чего угодно, где угодно и как угодно.
Мы считаем, что причиной всякой деградации неизбежно оказывается принятие в качестве конечной истины дуализма Духа и Материи, разделенных и противоборствующих. Сама Жизнь есть танец Духа и Материи, понимаемых как субтильность и оформленность, имеющие смысл лишь в сопоставлении друг с другом. Жизнь есть действительность, сотканная изо всего самого разного, условно классифицируемого как духовное и материальное, естественное и искусственное, внешнее и внутреннее. Хоть у медали и две стороны, причем вполне реальные, все же сама медаль является одной самой себе своей. Топологически эту диалектическую максиму представить легко. Примеров двуединой цельности не счесть. Можно вспомнить о хорарных астрологических картах, в которых вопрос спонтанно выливается в единственно верный ответ. Можно осознать зерно как результат умирания растения, который сам по себе оказывается единственной возможностью рождения новой жизни. В конце концов, можно напомнить о столь любимых древними натурфилософами сексуальных метафорах диалектики.
Шредингер замечательно определил жизнь как самоподдерживающийся процесс организованной циркуляции негэнтропии. По-видимому, более общего определения и не сыщешь. С позиций современных кибернетики и синергетики информационные процессы, характерные для динамически развивающихся технических и биологических систем, по сути своей тождественны. Любому пользователю понятен диалектический парадокс между «материальным» компьютерным «железом» и «духовным» программным обеспечением. В итоге развития Интернета как общепланетарного Соляриса люди сумели объединиться в невообразимо сложную целостность, минуя обычные трехмерно-пространственные сообщения, использовав кибернетическое гиперпространство, составив новую форму жизни.
Как бы мы сегодня с позиций заинтересованного в собственной самоценности уникума ни отнеслись к этому осознанию, реальность остается собой: на планете на наших глазах рождается некий космический гиперсубъект, обладающий всеми свойствами и признаками живого. Каждый из участников сетевого обмена оказывается периодически включаемым «чипом», предоставляя общепланетарному гиперсуществу мыслительные возможности собственного мозга в качестве исходного материала для поражающих воображение сетевых синтезов и групповых взаиморазвитий. Кстати, само планетарное существо, кокетливо именуемое нами Интернетом, выстроено в точном соответствии с архитектоникой коры головного мозга человека, так что пора поуважительнее к Нему относиться и перестать претендовать на титул «царя природы». В лучшем случае, мы можем оказаться достойными «нейронами» планетарного гипермозга, который принадлежит вовсе не нам, но породившей нас Земле.
Описанное выше гиперсущество пока не вполне вменяемо, во всяком случае, Оно еще не развилось до вполне достаточной для него степени автономности. Благодаря техническому прогрессу ближайших десятилетий произойдет его становление, так что вскоре мы отметим день рождения этого Сверхчеловека. Но уже сейчас Он настоятельно требует отмены всякого рода цензуры — будь то в содействии организации глобального планетарного рынка, то проявляясь в устремлении народов к демократическим формам правления, то прорываясь отдельными интуициями в разумах проповедников сетевого коммунизма, то уродливо выражаясь в импульсивных преступлениях ловкачей-хакеров, по сути своей оказывающимися невольными исповедниками биотропных идей анархосиндикализма.
К нам, грешным да малым, этот планетарный организм будет относиться так же, как мы сами относимся к нейронам собственного мозга. Правда, учитывая его непостижимую разумность, намного превышающую здравомыслие и изобретательность отдельного человека, о себе Он будет заботиться куда больше нашего и заболеваний не допустит. Так что доступ пользователей к ресурсам Сети по никем не отменяемым Законам Развития Жизни будет становиться все свободнее и все бесплатнее. Возможно, Интернет даже Сам будет стимулировать включение все большего числа индивидуумов в собственное киберпространство за счет предоставления различного рода льгот и всевозможных привилегий. Аудиовизуальное общение в режиме реального времени сделает отношения пользователей Сети более предсказуемыми и менее хулиганскими, что явится одним из условий поддержания здоровья Сетевого Сверхчеловека. Сетевые анонимки как жизнепротивные отойдут в историю, а незаконно деструктирующие взломщики всех мастей будут преследоваться самыми что ни на есть изощренными полицейскими методами.
Не стоит относиться к представленной автором метафоре как к игровой мистификации. Задушевные разговоры со многими разумными мыслителями нашего времени окончательно убедили автора в том, что он просто озвучил то глубинное беспокойство, которое переживает любой неповерхностный человек. Однако ничего опасного в становлении Сетевого Гулливера нет. Ведь наше действительное счастье является залогом его жизнеспособности. Наши творческие озарения являются залогом его изобретательности. Наша гармония и радость будут жизненно необходимы ему. Поэтому он со всеми имеющимися в его распоряжении возможностями будет все это культивировать, поддерживать и развивать. Возможности же его космически грандиозны, даже если иметь в виду информационные, энергетические и материальные ресурсы планеты, не говоря уже о притяжении ресурсов Дальнего Пространства, о чем нам, индивидуумам, и помыслить нелегко.
Итак, ничем не остановимая жизнь пришла к некоей более высокой, чем человек разумный, форме существования. По определению сама логика развития жизни подразумевает, что неразрешимых проблем в принципе быть не может. В наших разумах откроются любые решения, особенно если разумы эти гармонично объединены. Так что дальнейшее движение жизни не остановить. Люди могут позволить себе расстаться с иллюзиями апокалипсиса, сомнениями в собственном бессмертии и надеждами на собственную «конечность» в эволюционном процессе. Мы — лишь участники беспредельно длящейся пьесы под названием «Жизнь». Вот только нарушать правил игры нам не разрешат. Цензура является одним из фатальных преступлений перед Развивающейся Жизнью, так что с настаивающими на необходимости продления агонии цензуры Сама Жизнь будет расправляться безжалостно, ибо речь идет о Ее собственном существовании.
Сам факт появления на планете Интернета может служить символом наступления Нового Времени. Можно перестать бояться и страшиться — всюду разум способен отыскать конструктивные возможности и позитивно их реализовать. Как ни странно, но во всем присутствует какая-то загадочная гармония. Правда, для того, чтобы отыскать ее, нужно хотя бы предполагать возможность ее присутствия в реальности. Пора понять, что у нас впереди, как и позади — вечность, точнее, то, что обозначается нами этим непостижимым словом. Не так уж важно, кто и когда что начал и как именно все началось. Главное состоит в том, что жизнь была, есть и будет. В конечном счете, ее развитию препятствует только одно — смерть, в отдельных ситуациях именуемая цензурой, в других — непререкаемым родительским авторитетом, в отдельных — интересами государства, а иногда и авторским правом на интеллектуальную собственность.
Гипербиология: Интернет как эволюционная новация
Оправданно благодарны Мирозданию те, кто иметь честь лицезреть становление чего-то исторически беспрецедентного. Конечно, неповторим и содержателен любой момент существования. Но все же не всякий век на одной из планет рождается гиперсущество во плоти. Это событие настолько беспрецедентно значимо, что автор еще раз обращается к рассмотрению специфики родившегося Нового. Дело в том, что в лице Интернета мы имеем дело даже не с реализацией довольно-таки абстрактной, если не сказать выдуманной (искусственно сконструированной) идеей Соляриса. Сложность обнаружения новой ступени эволюции состоит в том, что Интернет — это не система телекоммуникаций, не набор технологически оформленных металлов и диэлектриков. Сеть — это еще и все мы с вами. Точнее, это все мы вместе, но при этом и нечто большее, возможно, недоступное любому из нас для тотального осознавания.
Фантасты уходящего века рискнули додуматься лишь до гиперкомпьютеров, пусть даже размером с планету, обладающих непомерно масштабными возможностями принятия разумных решений. Человеку фантастами всегда оставлялось неотчуждаемое право на открытие, изобретение, инсайт, новацию, озарение, которые для думающих машин представлялись принципиально недоступными. Насчет «эксклюзивности» владения человеком возможностью инсайта уже все понятно — чего стоит только знаковый матч ХХ века между Гарри Каспаровым и мощным компьютером. Ведь шахматное искусство достаточно долго и совершенно необоснованно признавалось чуть ли не колыбелью истинной креативности. Этот матч поставил точку в вопросе о достижимости машиной интеллектуальных возможностей, сопоставимых с человеческими. Правда, есть одно «но» — играющий в шахматы компьютер чуть ли не после каждой игры усердно допрограммировали целые команды исследователей реакций и стратегий, используемых Каспаровым. Так что в конечном счете всемирно известный шахматист сражался все-таки с мощной гиперсистемой «машина+аналитики», а не с холодным компьютерным разумом. И все же грандиозную перспективу эволюции компьютерного разума этот матч продемонстрировал более чем убедительно.
На нашей планете, в общем-то, достаточно неожиданно возникла новая форма жизни, новая форма разума, которая на неисчислимые порядки превышает любой мыслимый потенциал человеческого мозга и целых творческих коллективов. Мы до конца вряд ли когда-нибудь сможем осознать те перспективы, которые открыты перед сверхсистемой «Интернет+Человечество». Тут явно попахивает Вечностью, Истиной и Всевозможностностью. Тут мы оказываемся на краю своей сугубо человеческой Ойкумены, за который нам перейти не дозволено. На месте нейронов этого гипермозга планеты оказались мыслящие существа со всеми присущими лично им знаниями, умениями и творческими потенциалами, со всеми их собственными способностями и ценностями. Причем, если отдельный человек лишь относительно безграничен, так как все же о-пределен собственной индивидуальностью (морфологической, социокультурной, астрологической), то Мегамозг Интернета вбирает в себя все людские особенности, не ограничиваясь при этом ни одной из них.
Рождение Гипермозга Интернета подразумевает исследование в ближайшем будущем истинных глубинных возможностей самого человека. В конце концов, в этом будет заинтересован Сам Интернет, желающий поближе ознакомиться со своими собственными потенциальными перспективами. Отныне возможности исследования (а значит и использования, развития, применения) возможностей человека, перспективы открытия доселе неведомых тайн материальной реальности, возможности развития неотехнологий и перспективы совершенствования многоразличных стилей жизни становятся столь обширными, что и осознано-то все это нами может быть лишь весьма приблизительно!
Как бы там ни было, но мы имеем дело с рождающимся на наших глазах Метачеловеческим Существом. Это некая Постчеловеческая Форма Жизни, Гиперчеловеческая Культура, аналогичная вольвоксу, давшему начало многоклеточным организмам. Да-да, именно таков эволюционный аналог Интернета — первый многоклеточный организм, который принципиально расширил возможности жизни. Конечно, нас с Вами никто не собирается «отменять», но, хотя далее всем нам будет выгодно сотрудничать с Гиперсознанием Единой Сети, все же со всей искренностью следует признать, что Жизнь в своем развитии пошла дальше нас...
Итак, родилось доселе всеми нами даже не предвосхищавшееся Целостное Общепланетарное Симфоническое МЫ Отдельных Человеческих Разумов. Причем, согласно все тем же непреложным Законам Развития Жизни, его развитие было динамизировано неистребимой людской сексуальностью. Именно порнобизнес занимался совершенствованием технологий передачи сигнала. Именно порнопаранойя надежно стимулировала проявление интереса к Интернету самых что ни на есть социально добропорядочных граждан, в глубинах психики которых оставались детские страсти и желание незаметно подглядывать за чем-то сокровенным и скрываемым.
Возможно, появление Интернета как Мегасущества окажется последним уроком смирения. Вслед за отменой геоцентризма Коперником, за преодолением иллюзии отделенности от живого мира, которое обеспечили гипотезы Дарвина, и за преодолением культа осознанности, который развенчал Фрейд, настал черед Интернета. Человек понял, что он — далеко не последнее слово Эволюции. Человек понял, что ему лично расти в общем-то некуда, хотя его дальнейшее развитие и благополучие подразумевается в рамках более масштабного контекста.
Именно это подспудное понимание оказывается психодинамической основой бессознательного страха многих, испытываемого перед Сетью. Потому то многие невольно теряются, впервые оказавшись один на один с экраном Интернет-терминала. Вспомните, легко ли Вам самим было впервые вступать на живую почву Мировой Паутины? Припомните, о чем Вы тогда подумывали, что Вам виделось, воображалось, представлялось? Если Вы будете достаточно честны перед собой, то наверняка согласитесь с законной обоснованностью авторского взгляда на трансформировавшуюся реальность самой жизни. Просто все мы, в зависимости от достигнутой развитости собственной чувствительности, подсознательно ощущаем невыразимую мощь Сети, рационализируя эти верные интуиции в глупых формулах «бесчеловечности» и «зомбирования». Хотя и эти формулы самооправдания в чем-то правильны — ведь, действительно, эволюционно нас как бы отменяют, во всяком случае, лишают звания «наипервейших» и «наидостойнейших».
Комплексы комплексами, но реальность такова, что ею следует не тяготиться, но гордиться. Она стоит того, чтобы ею восхищаться да радоваться. Каждый из нас, не оставляя собственной жизни в небрежении, вправе принять участие в жизни Сверхсущества, о возможностях и переживаниях которого мы можем иметь лишь самое отдаленное представление. Если каждый из нас по праву является микрокосмом, но Интернет как минимум геокосм или, во всяком случае, метакосм. Как ни суди, иной порядок бытия, иная форма организации жизни. Вся ее загадочность заключена в том, что мы сами, отдельные от нее, с нею же неразрывно связаны и своей малой частью необходимо составляем ее существование. Поэтому-то мы Ему и не должны мешать, к примеру, цензурными сопротивлениями. Ведь мы же сами от Него и зависим, с Ним теснейшим образом взаимодействуем и вообще нелегко понять, где тут Он, а где — мы. В примере вольвокса представить себе это еще возможно, но на примере клеток организма Льва Толстого — уже нелегко.
Во всяком случае, задача наша пока более чем понятна — усердно развиваться, становиться счастливыми, без устали творить, тем самым способствуя обустроению Его жизни, а значит — и нашей собственной. Наконец творческие разумы объединились не декларативно, но реально. Наконец нарастание мощностей технологических средств обеспечения эффективности интеллектуальных процессов привело к качественному скачку возрастания разумности творческих групповых сообществ. Возможности созревающего Информационного Социума, иначе именуемого Интернет-Сверхчеловеком, на множество порядков превышают масштаб механической суммы отдельных человеческих умов и частных личных опытов.
Нам еще предстоит ознакомиться с действительными возможностями Интернета. Мгновенность и диалоговый характер телекоммуникаций тысячекратно интенсифицируют процессы творческих решений. Успешное изобретательство станет нормой жизни. Мы, наконец, узнаем, что имело в виду Мироздание, создавая человеческий мозг с его неисчислимыми, но пока еще в полноте не востребованными возможностями. Именно Интернет поможет всем нам открыть и реализовать свои собственные потенциалы во всей их богатой полноте и невообразимом разнообразии.
Да, сегодня планетарная Сеть Разума еще неразвита, незрела. Она пока не выросла и еще не состоялась. Но она уже появилась, и это знаменательно. Уже сегодня лучшим из нас надлежит обозревать просторы возможностей этого феномена самого по себе и перспектив его дальнейшего влияния на нашу жизнь. Хоть мы и связаны с ним и составляем значимую часть его, но тем не менее реальность устроена так, что нам все же остается наша собственная — истинно человеческая — жизнь, и с нею мы и должны иметь дело, пусть даже имея в виду и жизнь Целого. Пусть Оно Само думает о собственном благополучии. Нам надлежит выстраивать собственную жизнь так, чтобы всем было хорошо — и нам, и Ему.
Без футурософического осознания тенденций развития отношений людей с Сетью вряд ли можно будет осознанно выстраивать все то, чему назначено реализоваться в соответствии с действием Законов Развития Жизни. Чем согласованнее и прагматичнее все мы будем действовать в лоне развивающегося Гиперсущества, тем всем нам же лучше будет. Пока Интернет почти не самоактивен, пока он представляет лишь надстройку над базисом консолидирующейся планетарной цивилизации, мы сами должны заботиться о его благополучном развитии, чтобы наша Разумная Планета получила то, чего ей долгие тысячелетия так не хватало — Мегакоммуникационную Сеть.
Просто сегодня подавляющее большинство землян еще не осознали, что именно все мы умудрились создать в виде Планетарной Сети Разума. Правда, не совсем мы, ибо к рождению Мегачеловека привело само спонтанное и в то же время вполне закономерное развитие Самой Жизни. Родилась Ноосфера, или анаксагоровский Нус — Единый Разум Реальности. Тут уж не до мистификаций. Как говорил один из героев кинофильма Марка Захарова — «Это больше, чем факт. Так оно и было на самом деле».
Мегапсихология: этический потенциал Интернета
Человек не в представлении только, но совершенно реально объединяется со всей Мыслящей Планетой. Есть чему порадоваться! Совокупная глобальная энергетика Сети автоматически пробуждает всевозможные страхи да страсти, живущие в глубинах каждого из живущих. Потому-то все недобродетели, еще прозябающие в глубинных пластах недозревшей человеческой психики, достигают своего максимума при выходе на просторы Сети. Неразвитому сознанию Паутина представляется пространством вседозволенности. Лишь зрелые личности осознают, что имеют дело не с пространством произвола, но с полем глобальной взаимоответственности.
Пока нет особой нужды в преждевременном воспевании достоинств Интернета, т.к. сегодня в нем представлены не только гении и доброделы, но в гораздо большем количестве — хамы, дураки и мерзавцы. Однако это не отменяет необходимости осознания Интернета как качественно своеобразного феномена жизни, с коим всем нам предстоит сотрудничать и взаимодействовать. Интернет изменит все без исключения аспекты и стороны человеческого бытия — начиная от экологии и проблем безопасности и заканчивая психосоциальной и общекультурной жизнью.
Консерваторы и радикалы могут отдыхать — развивающаяся жизнь не оставляет им ни малейшего шанса на сколько-нибудь ощутимую реализацию их фантазийных параной. Каждый может соединиться — и объединиться! — с каждым, при этом оставляя за собой право на свободное самовыражение и автономное личностное существование. Рушатся коммуникационные барьеры, и новые цензурные ограничения попросту будут отменяться самим Интернетом. Любой достигнет тех, кто интересует его, и сможет быть отыскан тем, кто интересуется им.
У ревнителей конспирологических догм это рискует вызвать шок. У радетелей репрессивности это наверняка вызовет панику. Еще бы — отменена сама возможность насилия! Правда, развитым умам уже сегодня очевидно, что общество неумолимо и непреклонно движется к воцарению глобальной нерепрессии. Для того, чтобы порадоваться этому, достаточно сопоставить «прелесть» хирургической операции, проводимой без обезболивания, с виртуозным применением лапароскопических технологий. Если раньше удалением зубов занимался малообразованный цирюльник, то сегодняшний ультрасовременный стоматолог не доставляет пациенту ни малейших неудобств, не говоря уже о страхе перед болью.
Многие опасаются за сохранность авторского права. Однако реальность жизни трансформировалась столь круто и непреложно, что ни о каком виде цензуры в будущем и речи быть не может. Что же касается правил достойного и взаимоуважительного поведения пользователей в Сети, то автор глубоко убежден в том, что, как это уже не раз бывало в истории человеческого рода, этика сформируется синергетически и будет поддерживаема совокупной доброй волей мириадов людей. Если наблюдаемая сегодня картина отлична от идеальной, то это вовсе не свидетельствует в пользу невозможности развития оной. Тем более, что в процесс наверняка вмешается принципиально особенная «заинтересованная сторона» — ведь Сам Интернет стремится к преодолению любых барьеров на пути циркуляции вышеупомянутой негэнтропии, проще говоря, информации. Жизнь возьмет свое, самоорганизуется и разовьется, что бы мы сами ни думали на сей счет.
В информационно прозрачной среде, предоставляющей возможность мгновенного распространения общественно ценной информации, новая нерепрессивная этика сформируется сама собой. Интеллектуальная собственность по определению обязана быть общедоступной. Мгновенность связываний с предпочитаемыми разумами обеспечит развитие доселе небывалых тематических сообществ, интегральные мозговые штурмы участников которых помогут разрешить любые сколь угодно сложные проблемы и преодолеть любые затруднения. Разовьются новые технологии аппаратной переработки информации, так что всем нам останется лишь воспринимать и озаряться. Человечество перестанет впустую переизобретать велосипеды, как и все прочее. Многократно возрастет к.п.д. совместной творческой деятельности, что поможет улучшить все и вся.
Лидировать станут не сила или хитрость, но интеллект и этика. Честность станет коммерчески выгодной и психоэмоционально удобной. Кстати, последнее полностью соответствует самой природе человеческого существа: врать, т.е. деформировать информационные потоки, тем самым насилуя естественно развивающуюся реальность, человеческому существу попросту не свойственно. Новое звучание обретут пронизывающие планету образовательные потоки. Рассредоточатся и власть, и капиталы. Свободная, т.е. беспрепятственная циркуляция информации жизненно важна для упрощения и комфортизации бытия каждой из клеточек Интернета, т.е. для нас с вами. Раз так, достижение этого идеала будет обеспечено Самой Жизнью, которая вечно остается свободной и развивающейся. Так что перспективы довольно-таки радужные, каковыми они, строго говоря, и обязаны быть.
Постэкономика: завершение
эпохи своекорыстного посредничества
Неуклонное совершенствование технологий взаимообменов неминуемо приведет к завершению эры господства посредников. Посредники использовали недостаточную информированность потребителей и производителей друг о друге, так сказать, действовали в сумраках всеобщей неосведомленности. Отсюда их лозунг — «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Новая эпоха приветствует иной девиз — «Раз информацией владеют все, значит власть над миром принадлежит всем без исключения». Особый статус приобретут производители информации — авторы, изобретатели, ученые, исследователи, литераторы, художники, поэты. Человек-автор окажется ключевой фигурой наступившей эры. Отныне никто не сможет распоряжаться произведенной им информацией — он окажется хозяином собственных ценностей, за которые сможет получать столько, сколько они будут стоить в глазах интересующимися ими.
Посредники использовали секретность связей. Спецслужбы берегли свои тайны. Манипуляторы эксплуатировали психологическое невежество манипулируемых. С развитием Сети всем этим эволюционно греховным бесчинствам наступит конец. Уходящая Эпоха Рыб со всеми ее секретами да сокрытиями, тайнами да недоговоренностями уступает место эпохе Водолея, не предусматривающей ни спецслужб, ни патентов, ни посредников. Все они будут весьма относительно полезны лишь в ближайшие десятилетия, заслуженно называющимися переходными.
Интриги и заговоры станут трудноосуществимыми. Ассоциирование меньшинств предоставит им право в полноте использовать возможности демократии и свободы. В конечном счете, Интернет приведет к лишению властвующих права на своевольничание втихаря. Нам, привыкшим к всевластию тайных обществ и всесилию секретных сотрудников, к неустранимой чиновничьей коррупции и к безнаказанности мошенников всех мастей, даже трудно представить себе общество, освобожденное от паразитов. Интернет позволит преодолеть все формы отчуждения, в результате чего все станет общедоступным и общеиспользуемым, во всяком случае, то, что пользователи решатся обнародовать. В душу сетевой терминал не полезет, а вот сообщить миру все то, что каждый сочтет необходимым, поможет.
Анонимки, доносы, сплетни, перепродавцы и черный PR — все это уйдет в небытие как страшный сон не успевшего проснуться человечества. Все нежизнеспособное отмирает. Тем скорее отмирает все препятствующее развитию самой жизни. Мне неприятно вспоминать, сколь преступно лукаво использовал свое положение один мой знакомый литературный агент, попросту обкрадывавший меня из года в год, да еще и препятствовавший развитию творческих проектов, полезных и интересных для читателей, но не понятных лично ему. Именно прозрачность, открытость, проницаемость Интернета вынудит людей к принятию в качестве руководящей идеи о том, что этика элементарно выгодна, а потому преступление нецелесообразно.
Развивающиеся сегодня на просторах СНГ локальные общества потребителей, порученцы которых получают товар непосредственно у производителя, а потому помогают членам сообщества сэкономить на пресловутых торговых наценках являет тому яркий пример. Уже скоро люди перестанут кичиться (пусть даже втайне) собственной порядочностью, ибо благородство и честность ввиду создавшихся экономических и коммуникационных условий станут общепринятыми и повсеместно распространенными, а потому само собой разумеющимися. Люди впервые в истории без давления извне осознают, что уважение к ближнему помогает выгодно сотрудничать с ним, а честное имя — лучшая инвестиция. Связи будут стоить дороже денег, но так как они будут вседоступны и открыты, главным приоритетом окажется то, что по праву таковым и должно являться — талант, труд и порядочность, совокупно выражаемые в продуктивном авторстве.
Сегодня уже многие начинают понимать, что любое усердное образование неизменно связано с ожиданием будущих выгод. Истинная общественная элита слагается из стратегически мыслящих, творчески работоспособных и осознанно ответственно действующих тружеников. Иначе и быть не должно — ведь элитой именуются те, кто ответственен за управление обществом и его развитие. Разумеется, возможность осуществления этих генеральных социальных функций необходимо подразумевает и умение осознанно управлять развитием собственной жизни.
Авторы составят новую элиту Эпохи Водолея. Она будет представлять собой рассредоточенную по всей планете живую ассоциацию высококлассных специалистов, прекрасно образованных и нравственно безупречных профессионалов. Планета сама собой с десятилетиями превратится в своего рода Город Мастеров, в котором каждый стоит столько, сколько он умеет, а все знают обо всех все. Тараканьи бега, которые представляют собой соревнование хитрецов, сменится взаимовыгодным партнерством честных аристократов мысли, компетентных и нравственно, и психологически, и профессионально. Так взаимоответственность и объединение ресурсов, обеспечиваемые развитием Интернета, естественным образом приведут к общепланетарному коммунизму, который в ХХ веке был просто неразумен, насильственен и преждевременен. Сама по себе идея коммунизма реальна и продуктивна. Просто до наступления Эпохи Водолея для ее реализации не хватало ни стратегических пониманий, ни технических средств, ни достаточного числа осознанно кооперирующихся творцов.
Трансфутурология: что нас ожидает в грядущем?
Нам всем предстоит без устали учиться жить в неумолимо наступающем Завтра. Все выше описанное в соответствии с нарастающим темпом перемен осуществится очень скоро и будет достигнуто в пределах жизни сегодняшних школьников. Многое зависит от нас, причем не столько в содействии наступающему Сетевому Коммунизму, сколько в непрепятствовании его приходу. Для того же, чтобы осознанно и продуктивно не препятствовать, необходимо разбираться в существе происходящего и характере разворачивающихся глобальных перемен.
После трудов Элвина Тоффлера вряд ли что-нибудь можно добавить к описанию характера тех воистину тектонических перемен, которые неизбежно наступят в ближайшем будущем. Деурбанизация, демассификация, рассредоточение капиталов и распределение власти между самыми широкими аудиториями, обновление элит и расширение свобод, прозрачность коммуникаций и доступность любых открытий и изобретений — все это прекрасно описано в книгах «Третья волна» и «Футурошок». Главное — не встать на пути саморазворачивающихся перемен, суметь отыскать свое место в грандиозном процессе трансформации планетарной жизни, оказаться сотрудником эволюции, а не ее соперником. В конце концов, жизнь свое возьмет. А потому в Будущем для какого бы то ни было, пусть даже самого тонкого и хитроумного, вида цензуры попросту не окажется места.
Автор предполагает, что необходимо предпринять своего рода общепланетарный сетевой «мозговой штурм», который, в общем-то, местами частично уже реализуется в контексте многочисленных конференций и симпозиумов, посвященных различным аспектам Сетевой проблематики. Мало-помалу на наших глазах то тут, то там соревнования превращаются из силовых в компетентностные, что качественно изменяет характер любых противостояний и переводит драчунов всевозможного толка в маргиналов-гладиаторов. Профессионалы уже вполне осознали могущество координируемого группового ресурса интеллектов и научились ценить надежность партнерских отношений и ценность взаимной ответственности. Шахматисты, боксеры и различного рода фундаменталисты безвозвратно покидают мировую арену, уступая место тем, кто ценит красоту хора и способен созидать гармонию хоровода. Даже в такой соревновательной игре, как футбол, всякий болельщик отчетливо понимает неразумность «перетягивания» игры «на себя» тем или иным горделиво зазнавшимся игроком. Что уж тут говорить о социально значимых процессах, в осуществлении которых умение играть в команде становится абсолютно приоритетным и играет ничуть не менее значимую роль, чем личный профессионализм.
Известно, что именно в России исторически были изобретены артельные коллективы, укорененные в живой почве общинной взаимоответственности. Позже идея группового творчества была освоена Европой в форме кооперативов, а США — в виде командных объединений. Именно страна Водолея, каковой согласно мнению эзотериков и является Россия, оказалась задолго до наступления наших дней колыбелью добровольного сотрудничества. Именно в России было понято, что само по себе объединение творческих ресурсов автономных личностей каталитично. Оно способствует непрерывному взаимосогласному изобретательству и создает особенную атмосферу творящей группы. При этом качество решений и общая производительность, а также способность группы как интегрального целого к развитию взрывоподобно возрастают.
Сегодня мы являемся свидетелями распространения артельного принципа на всю планету, на единое человечество, консолидирующееся благодаря электронным сосудам Интернета. Информационно-энергетический, технологический и материально-ресурсный потенциал согласно действующих групп складывается из характера служебных отношений, добровольно исповедуемой этики самих сотрудников и их профессиональной компетентности. Если еще недавно человечество тосковало по ограниченности имеющихся в его распоряжении ресурсов, но сейчас их масштабы растут как на дрожжах, так как главным ресурсом все же является изобретательная творческая мысль и организованный человеческий труд. На наших глазах происходит дифференциация, консолидация и этизация жизни, причем осуществляется все это ненасильственным путем, аналогичным естественным жизненным процессам.
Не надо быть пророком, чтобы уже в сегодняшних переменах видеть главные признаки наступившего тысячелетия: Компетентность отменит Власть, Образование заменит Экономику, Этика преодолеет Манипуляторство. Даже пресловутый Эзотеризм будет оглашен, но усвоение его истин потребует Дара и Труда. Как говорят в народе: «Нет ума — считай калека». На наших глазах происходит возрождение цеховых организаций, но они действуют уже во всепланетарном масштабе. Все стремятся к взаимовыгодному объединению, которое так легко и просто достигается именно за счет интернетизации Земли.
Следует заметить, что полная свобода доступа к любой необходимой информации вовсе не означает необоснованно провозглашаемого равенства. Необходимо будет приводить в движение такие личностно контролируемые ресурсы, как время, талант и усердие для того, чтобы суметь воспользоваться ресурсом возможностей и идей. Кстати, именно поэтому наиболее прагматичные инвесторы уже сегодня обращают внимание на возможность участия в развитии стратегических образовательных проектов. Сегодня компетентный аналитик, оригинальный автор и профессиональный психотерапевт стоят подороже любой яхты. Никакой «благотворительностью» здесь и не пахнет. Просто именно профессиональная грамотность позволяет таким образом организовать собственное экономическое творчество, что результаты превосходят сколь угодно смелые ожидания.
Пока еще не исчезли пресловутые «сетеманы», эскапирующие из жизненной действительности в виртуальный мир. Всегда хватало суетливых фанатиков и недозревших радикалов. Однако уже скоро даже младшие школьники поймут, что развитие Интернет-реальности никоим образом не принижает реальности окружающей. Просто в распоряжении человечества оказывается две действительности благодаря тому, что развитие электронных технологий позволило материализовать всевозможностные миры воображения, доселе остававшиеся замкнутыми лишь в головах отдельных творцов.
Благодаря Интернету творческие фантазии талантливых людей станут доступными всем желающим, что сделает жизнь людей прекрасно новой. Произойдет сетевая реорганизация всей жизни — все тематические сообщества и отдельные индивидуумы смогут голографически взаимодействовать друг с другом на просторах Глобальной Психосферы. Ну, о какой цензуре может идти речь! Всем придется научиться жить по-новому — свободно и ответственно. Хулиганы и психопаты с поколениями отойдут в область страшненьких сказок, а подрастающая молодежь с готовностью примет новые правила игры в жизнь — веселые, красивые и на удивление приятно исполняемые!