Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Копирайт братьев Райт

© Константин Сельчёнок, 21.12.2000 13.00, Минск, День Зимнего Солнцестояния

Элвин Тоффлер: информационная цивилизация

Вряд ли кого-нибудь сегодня имеет смысл убеждать в том, что на планету пришло новое время. Неожиданно практически для всех трансформировалась сама реальность. Радикально изменилась действительность, дестабилизировались критерии подлинности, обновились истины и аксиомы, еще совсем недавно казавшиеся совершенно незыблемыми. Короче говоря: настала Информационная Эра, по масштабам своеобразия вполне сравнимая с протерозойской или поздним меловым периодом. Сегодня мы учимся жить в потоке непрекращающихся живых диалогов и многомерной доверительной кооперации. Трансформируются ценности, переакцентируются ориентации, изменяются спектры предпочтений, появляются новые принципы выявления путей развития.
Современная жизнь — это уже не победа на лукавых выборах, в результате которых победитель получает все, а скорее непрестанный танец, своего рода вечный теннисный турнир с периодическим взаимореагированием, перебрасыванием мячей через сетку, метафорически представляющем диалогическое развитие содержательных сообщений. Современная жизнь сплетена из многомерных перекрестков и непрестанных выборов, спектры которых то и дело сменяют один другой. Каждый — самостоятелен, но все они — взаимосвязаны. Интернет — образ этой живой развивающейся сети отношений и взаимодействий. Именно сама по себе Сеть связывает всех активных участников полифонического обмена столь гармонично и многопланово, что поневоле задумываешься над назревшей заменой закона этикой. Получается что-то наподобие нового толкования жизнеутверждающих формул Редьяра Киплинга, если принять метафору современного кибер-Маугли: «Мы с тобой одной Сети — ты и я!», «Удачной охоты на сайты!» или что-то вроде «Закон Сети гласит...» Однако речь идет уже не о Законе, но именно об Этике, т.е. Законе, который перестал быть сторонним и стал внутренним, свободно принимаемым и добровольно применяемым. Этика — неписаная основа ненулевых игр, итогами которых оказываются сопряженные победы обеих соперничавших сторон, предлагавших альтернативные решения общей проблемы. Закон — вынуждающее предписание определенного порядка действий тех, кто оказался в предусмотренной законом стандартной конфликтной ситуации.
Интернет — пространство свободы, поле доверия, простор взаимоуважения и взаимного же интереса. Интернет — новация Эпохи Водолея. Поэтому многие эзотерики говорят о нем как о детище Будущего, которое еще не расцвело, не восстало в полную силу, но которое, подобно младенцу Гераклу, уже поражает воображение даже самых широко мыслящих энтузиастов. Интернет — это вовсе не совокупность терминалов, передающих станций и проводящих систем. Интернет — это органически взаимосвязанные технические системы и многокрасочное Интернет-сообщество. Это такого масштаба система «человек-машина», что вместе в совокупном синтезе они смогут в отдаленном будущем превзойти самые рискованные и отчаянно смелые прогнозы футурологов. Сеть — это мы все, получившие живой и свободный доступ друг к другу. Однако параллельно развитию технических систем Интернета происходит осознание этических и психологических проблем, связанных с коллективным развитием членов этого самого Интернет-сообщества.
Многие огрехи и недобросовестности людские напрямую связаны с возможностью сохранять втайне информацию о своих неблаговидных делишках. Открыто безобразничать, т.е. посягать на естественные образы гармонического общежития мало кто способен, разве что вконец обезумевший и потерявший всякий душевный самоконтроль агрессор. Открытое совершение дурного поступка — первейший из признаков социальной неадекватности, проще говоря, патогномичный признак серьезного душевного заболевания. В темноте же творить гадости иным даже приятно, а для многих вполне приемлемо, а иногда даже выгодно. Сам феномен Сети ставит под вопрос возможность сохранения тайны в тех масштабах, в каких это могло иметь место в еще недавнем прошлом. Сеть раскрывает каждого из нас всем тем, кому мы интересны и кто интересен нам.
Сеть — это пространство доверия, поле уважения, шанс проявить действительную ненаигранную открытость и непоказную искренность. Сеть призывает нас стать самими собой. В одном из произведений Максим Горький отметил: «Все мы ходим голыми под нашими одеждами». Возможно, демонстративная нагота нудистов далеко не лучший способ обнаружения доверительности в отношениях, скорее он является чем-то достаточно эпатирующим, а потому компульсивным. Но все же Сеть открывает всех нас перед каждым и многими. Это ставит множество проблем перед теми, кто собирается принять участие в развивающейся жизни Интернета, так как сообщество пользователей сетевых терминалов существенно отличается от населения городов всем нам известного уходящего в небытие индустриального прошлого. Всем нам предлежит существенно измениться.
Свобода созидается организованностью связей. Этика и гуманность неразрывно связаны с добровольным предоставлением известных нам ресурсов развития интересующимся, а значит нуждающимся в них. Если аппетит силен, значит силен вдохновляющий его голод. Жажда и недостаток — две стороны одной медали поиска удовлетворения. Сеть по природе своей предназначена для распространения творческих продуктов, для обмена необходимым и диалогов о полезном. Однако от тех, кто воспользуется предоставляемым ему ресурсом, было бы вполне естественно ожидать добровольного ответного жеста в виде конкретной копирайтной ссылки, так как естественно предположить, что ему самому захочется предоставить этот ресурс другим потребителям информации, к которым он относится с тем же уважением, что и к самому себе.
Кто-то определил современные развивающиеся образовательные системы как специфический институт особой власти, способствующей осознанному развитию человеческих сообществ. Интернет — пространство свободного бартера результатами творчества. Порождаясь в сознании людей, информационные потоки вторгаются в многомерное пространство Сети и начинают долгий путь своего развития, попеременно путешествуя из внутренних миров участников свободного обмена знаниями снова в Сеть и снова в души других размышляющих. Излучая, мы вправе рассчитывать на заслуженное получение эквивалентного. Сколь бы то ни показалось странным, но именно такой прямой информационный бартер рано или поздно приведет к редуцированию роли денег в общественной жизни. Получится что-то созвучное максиме Блеза Паскаля: «Все наше достоинство — в мысли», люди станут гордиться собственным разумом и одаренностью не меньше, чем сейчас многие бахвалятся виллами, яхтами да понакупленными шедеврами старых мастеров.
Копирайт ценен как акт доброй воли. Копирайт целесообразен как фигура общения. Со временем люди перестанут в страхе прятаться за монитор и начнут подписываться своими подлинными именами, безо всяких там лукавых псевдонимов, подходящих разве что для разведчиков да мошенников, эпоха которых уже неминуемо отживает свой срок. Копирайт станет означает отказ и цитирующего, и автора от анонимности. Копирайт будет осознан как принятие на себя ответственности как за содержание излагаемого, так и за качество формы подачи информации. Руководствуясь чувством собственного достоинства, в нашем общем послезавтра участники Интернет-развития будут без опаски называть собственное имя, тем более, что этому будут способствовать уже сегодня вторгающиеся на рынок видео- и аудиосистемы, предоставляющие возможность живого общения в реальном времени.
Популярное имя, уважение сообщества единомышленников, доверие клиентов — таковы центральные ценности эпохи свободы распространения информации. Копирайт по сути представляет собой символические упоминание об одном из пережитков уходящего индустриального века, в котором каждый второй был жертвой синдрома «скупого рыцаря». Конечно, проблемы управления собственностью и справедливого распределения богатств будут решены не завтра и даже не через годы. В проблеме гарантированного проставления копирайта переплелись многие насущные вопросы организации жизни сообществ. Владение. Собственность. Право. Имущество. Деньги. Ответственность. Добросовестность. Совершенствование. Развитие. Достоинство. Богатство. Достояние. Наследование. Копирайт необходим для дальнейшего улучшения того, что в Сети непрестанно оказывается в свободном пользовании каждого из заинтересовавшихся конкретным материалом. Как иначе организовать обратную связь, необходимую для совершенствования тиражируемого в Сети творческого продукта? Однако проблема копирайта с приходом Интернета получила совершенно новое звучание. Не исключено, что со временем именно решение проблемы копирайта ознаменует окончательное утверждение экономических, этических и психологических императивов Новой Эпохи в жизни каждого из нас.

Стюарт Бренд: информация стремится к распространению

Копирайт на принцип воздухоплавания идиотичен, но хорошие пилоты ценятся высоко. Копирайт на новаторские разработки медика безнравственен, но квалифицированные услуги врача неплохо оплачиваются. Копирайт на душевную щедрость педагога бессмыслен, но его работа с учеником многого стоит. Наконец, копирайт на идеи психотерапевта смешон, хотя сама его работа с клиентом стоит дорого, т.к. она реально ценна как труд, как прямое творчество в реальном времени. Чего стоит длящаяся до сих пор серия непрекращающихся судебных разбирательств между Гриндером и Бендлером, патриархами методологии нейро-лингвистического программирования, на саму торговую марку «НЛП»! В конце концов, никому же не приходит в кредит пользоваться услугами родителей, друзей и прохожих, искренно откликнувшихся на зов о помощи! Правда, до брачных контрактов индустриальная эпоха все же людей довела. Можно ли всерьез и в здравом рассудке рассуждать об имущественном праве на когда-то открытый огонь, принесенный Небом? Можно ли обсуждать законность права на идею, принесенную Вдохновением? Это что-то вроде иллюзорного права на ребенка, дарованного Свыше. Просто мы противоестественно научились рассматривать все в этом мире сквозь уродующую действительность призму понятия «собственность», которое препятствует переживанию нами единства со всем и со всеми.
Конечно, знаменитый средневековый мастер-рукодел обязательно ставил на изделие личное клеймо. Однако оно служило не столько подтверждением его права на дивиденды, сколько знаком ответственности за качество изготовленного. Это лишь в последние века произведения искусства стали цениться торгашами и перекупщиками дороже именно в связи с наличием или отсутствием мастерского клейма. «Расписываясь» на рукописи, автор и не думал о коммерческих последствиях этого акта. Он просто прямо и честно удостоверял собственную ответственность за написанное и выдаваемое в мир. Кстати, на Востоке высшие шедевры поэзии, чеканки, музыки и архитектуры всегда создавались анонимно — из священного уважения к Могуществам, предоставившим мастеру саму возможность соучаствовать в материализации высокого замысла. К тому же сама природа творчества имеет сугубо коллективную специфику, о чем мы редко задумываемся в эпоху эгоцентризма и самомнения.
Только болезненно скупой человек не согласится указать на лес, в котором он только что насобирал корзины прекрасных грибов. Жаден тот, кто отказывает в уважении автору полезного, а не тот, кто упоминает о целесообразности копирайтного указания об источнике творческого труда. Все это актуально уже в повседневной жизни, но на порядки значительнее эти идеи становятся в жизни Интернета. Вообще, по-видимому, широкая коммерционализация не присуща развитию Интернет-сообщества. Во всяком случае, события последних лет с завидной регулярностью доказывают безуспешность любых попыток радикально коммерционализировать информационные взаимодействия в Сети. Даже если возможна какая-либо «подпороговая» финансовая деятельность, то она является своего рода артефактом и принципиального отношения к развитию Сети и жизни его сообщества не имеет. Оно и понятно, ведь Сеть создана и функционирует не для подложных игр мошенников и лгунов, а для свободного кооперирования в совместном творчестве авторов и изобретателей. Интернет — это не поле битвы плутов да хитрецов, а возможность объединения усилий единомышленников с целью создания более мощных, более ярких и более глубоких открытий и нахождений. Это не значит, что интернетчики должны ходить голодными или питаться манной небесной. Это означает лишь то, что время повальной коммерционализации безвозвратно ушло и наступила эра свободного обмена лучшим во имя всех.
Если вдуматься в существо самого феномена авторского права, оставив суеверные предубеждения, базирующиеся на элементарной жадности, то претензия на копирайт и притязания на некое коммерчески реальное владение интеллектуальной собственностью совершенно нелогичны и в принципе неэкологичны. Единственное, ради чего может быть нужен копирайт — для установления ищущего связи с источником сходного и родственного информационного ресурса. Лучшей наградой, на какую только вправе рассчитывать автор, является само распространение сформулированной им информации. Автор должен быть благодарен Мирозданию, вдохновившему и направившему его к нахождению интересного и общеполезного, в той же мере, в какой он должен быть благодарен всем тем, кто принял проведенные им идеи и способствовал их реализации и развитию.
Функционально в Сети копирайт и символически, и буквально перерастает в ссылку, т.е. в предоставление партнеру по диалоговому процессу возможности получить доступ к полезной информации. Аквариус — эпоха изобилия, время щедрости, эра великодушия, дружелюбия и сотрудничества, реализуемых на основе искреннего взаимного доверия. Фактически сегодня мы все, не взирая на мириады толпящихся вокруг нас проблем и затруднений, стоим на пороге к живому, не-книжному, вне-фанатичному коммунизму. Мы неуклонно движемся по этой дороге, по пути усердно оттирая пятна собственничества, захватничества и завистнической скупости. Доверие — это по сути дела инвестирование надежды в партнера. Дружелюбие должно пониматься как обязательнейшее условие всякого диалога, по сути дела синонимирующего самой Жизни.
Копирайт — знак доброй воли, признак душевного достоинства, а не результат внутреннего самодействия болезненного страха или ложно понимаемого законопослушания. Копирайт не должен рождаться как плод механического срабатывания рефлекса боязни ответственности. Напротив, он должен свободно порождаться стремлением к предоставлению другому возможности развития. Лишь тот, кто по достоинству ценит себя, кто уверен в собственной личностной уникальности, а значит осведомлен о собственной ценности, никогда не унизит себя мишурным воровством заслуг другого и ни в коем случае не поленится вовремя проставить копирайт на всех тех материалах, которые лично он рассматривает как ценные и определяет их как полезные и интересные для других, себе подобных.

Ричард Доукинс: текст как форма жизни

В наше чреватое неожиданными парадоксальностями креативно богатое время мало кто рискнул спорить с первооткрывателем целой формы жизни. Ричард Доукинс в своей гипотезе (точнее, откровении) о «самостях» вслед за своими эзотерирующими предшественниками (вспомнить хотя бы К.-Г. Юнга) открыл воплощенным представителям рода людского истину о «самовоспроизводящихся информационных структурах, живущих и размножающихся в экосистемах разумов, представляющих собой симбиоз человечества и растущей информационной реальности». Как Вы уже поняли, речь идет о саморазвивающихся текстах, которые, в отличие от воплощенных, обладают способностью к стремительному всеразмножению и спонтанному взрывному развитию.
Жизнь синонимична развитию, диалогу, обмену и движению. Именно установление осознанных динамических связей между уникальными участниками многомерных сетевых собеседований способствует совершенствованию Сети как драгоценного пространства развивающихся живых информационных ресурсов. Интернет — это живая библиотека, на полках которой находятся не только книги, но и их авторы, не прекращающие творческий процесс. Интернет — это живая ноосистема, особая реальность жизни, получившая благодаря технологическим новациям возможность совершения качественного эволюционного скачка. Гибкое гипертекстное пространство может быть понято как аналог психоаналитического зеркала, в котором каждый отражается в мириадах зеркал-сознаний, тем самым получая возможность по-новому взглянуть на собственную уникальность и определить свои проблемы и достоинства. В Сети непрестанно происходит не поддающийся никакому описанию процесс информационного круговорота, сущностно ничем не отличающийся от круговорота воды или иного другого вещества в биосфере. Причем фантастическим преимуществом сетевой жизни является как раз ее более чем относительная связанность с самим интернетовским «железом» и «проводами». Информация в Сети живет своей собственной жизнью, находясь на некоем ином, более высоком (тонком, абстрактном), чем материально-вещественный, уровне организации живого.
Интернет — пространство этической стабильности. Именно благодаря устойчивости не законнических, но сугубо этических отношений между участниками целостного процесса развития информационных массивов, он представляет собой особого рода гиперструктуру, обеспечивающую процесс самоорганизации группового сетевого инсайтинга. Проще говоря, в этически безопасном пространстве путешествующее знание саморазвивается, отыскивая родственные идеи и качественно преобразовываясь и трансформируясь. Сталкинг в Интернете спонтанно актуализирует Бессознательное как метафорически представляемое Пространство Возможностей Развития. Путешествование в Интернете более всего напоминает психоделические экспедиции психонавтов. Правда, полнота переживаний, присущая процессу дальних глубинных полетов в нейропространства, пока остается недостижимой для участников сетевого общения, однако в будущем вполне возможно такое развитие техносенсорных и нейротехнических систем, что некоторые опыты сетевого взаимодействия по чувственной мощи и эмоциональной содержательности превзойдут любые экстатические переживания наркозависимых психопатов и интенсивно медитирующих искателей истин.
Сами по себе хождения по Сети креатогенны, т.к. основаны на гиперактуальности самореализующихся тематических и содержательных предпочтений. Сам интерес ведет искателя туда, куда ему хочется стремиться. Он находить именно то, что в настоящий момент наиболее актуально для развития его текущего мыслительного процесса. Интернетовские розыски необходимой в настоящее время информации напрямую питают мышление инфонавта, а потому процесс изобретения или открытия интенсифицируется максимально. Российский писатель Михаил Анчаров однажды сравнил состояние творчества с «длящимся тихим взрывом». Вот это самое состояние и поддерживает сетевая прогулка. Каждый идет туда, куда ему нужно, а значит активен именно в качестве творящего субъекта, интуитивно послушного спонтанному процессу развития собственной мысли. Получается, что Интернет оказывается источником инсайтных поводов для спонтанных медитирований, порождающих очередной, ситуационно обусловленный и внутренне законный творческий текст. Так информация, циркулирующая между людьми и виртуальным пространством, развивается и растет. Если же представить безграничную мощность всепланетарного «мозгового штурма», время которого наступит с приходом Интернет-терминалов в каждый дом, то станет понятно, почему футурологи оценивают Интернет как условие реализации качественно нового состояния человеческого рода. Человечество консолидируется в качестве субъекта, целостного и самосознающего. О такой форме жизни нам пока ничего неизвестно. Однако сомневаться в ее приходе уже нет никаких оснований. Это не означает деквалификации единичных индивидуумов. Просто рядом с каждым из нас организуется жизнь разномасштабных сообществ, свободно коммуницирующих и целостно развивающихся. До сих пор деятельность такого рода гиперсубъектов существенно ограничивалась условиями инертной материальной среды и относительной медлительностью коммуникационных сообщений. Отныне же сам род людской выходит в инфокосмос, в котором его ожидает множество поразительных и вдохновляющих обновлений.
Индустриальная эпоха оставила нам удивительную магическую поговорку — «Собственность ищет хозяина». В ситуации с предметами справедливость этого лозунга представляется неоспоримой. Однако если рассматривать феномен движущейся по Сети информации, то получается нечто неожиданное. Информация ищет потребителя, т.е. ту экосистему разума, в среде которой она может жить, благодаря которой развиваться и при посредстве которой она может распространяться в родственные экосистемы умов. Поэтому первейший этический долг каждого участника сетевого общения заключается в великодушном предоставлении информации возможности свободно распространяться и тем самым развиваться, достигая необходимых для ее существования умов и сообществ. Так известный собственнический лозунг парадоксально трансформируется в одно из первейших нравственных правил, выполнение которого является условием оптимального развития самой Сети, а значит в конечном счете и всех ее участников.
Всякий проводник знает, сколь опасно в дремучих лесах расставлять дезинформирующие неопытных туристов указательные знаки. Это сродни зловредному установлению на автодорогах предупреждающих знаков, вводящих в заблуждение водителей и неминуемо приводящих к авариям. Каждому известно, сколь вредной может оказаться неправильно составленная карта для того, кто решился отправиться с нею в путешествие по незнакомой местности. В Интернете недопустима цензура, т.к. она в существе своем противна самой жизни развивающихся текстов. Как указывается во многих сказках — «Бросай добро в воду — добром оно к тебе и вернется». Можно без натяжки сравнить поля Интернета с водами Первичного Океана, в котором когда-то зародилась жизнь. Информационные потоки в Сети организуются сами. Они не нуждаются в менторах и няньках, в редакторах и запретителях. В некоем смысле устанавливать границы и пределы в Сети эквивалентно насилию над жизнью. Мы-то уж как-то смирились с необходимостью присутствия насилия в нашей, человеческой жизни, забывая о том, что в принципе насилие жизни противно и привлечено нами для решения наболевших проблем лишь ввиду недостаточно активного применения интеллекта. Насилие есть результат неумения решить задачу, источником которого является банальная некомпетентность и умственная лень да неразвитость. Мы наплодили столько проблем и запутали столько узлов, что в порыве раздражения рвем по живому и давим то, чего научились бояться. Но жизнь и насилие антонимичны. Это справедливо для всех без исключения форм жизни. Интернет-бытие в этом плане не составляет исключения.
Первичные воды Интернета плодотворны. Они являют собой уникальную связанность «семени» и «почвы». Они порождают новое без устали, подобно самой Вселенной. Они организованы благодаря Закону Обмена, именуемому многими Законом Равновесия или Законом Кармы. Этот закон ближе к закону тяготения, нежели к законам юридическим (см. «Диалектику халявы»). Интернет в принципе не терпит халявы, хотя внешне многим не разобравшимся с существом Сети и кажется, что халява оказывается определяющим признаком любых интернет-общений. На самом деле коммуникационные обмены саморегулируются и самоорганизуются. В Интернете ценно имя собственное, предполагающее не только возможность получения заслуженной похвалы или награды, но и необходимость личной ответственности за выдаваемые в Сети сообщения и продукты творчества. Лукавые псевдонимы — от страха и неуверенности в себе. За псевдонимами прячутся безобразники, не наигравшиеся в «казаков-разбойников» и руководимые архетипом трикстера, который предстает в данной ситуации в своей невежественной разрушительной ипостаси.
Одной из форм насилия в Сети оказывается непредоставление другим возможности встретиться с ценным ресурсом. Трудно закрыть чужой сайт, хотя хакерские возможности неоспоримо масштабны. Однако можно просто умолчать, не проставить копирайт, не дать ссылку, таким образом пассивно лишая другого возможности встретиться с ревнуемым или отвергаемым нами ресурсом. Конечно, мы уже неоднократно замечали, что коммерционализация Сети — дело в принципе бесперспективное, так как сам феномен Интернета изменяет наши представления о достоинстве, ценностях и желаемом. Интернет изменит мировую экономику, поведя ее напрямую к тому, что описывалось утопистами как коммунизм. Только для жизни таких свободных коммун никого не нужно будет сгонять в поселки или заставлять пахать. Все будет происходить как бы само собой. Люди будут участвовать во всеобщем обмене, интенсивность которого как раз и будет гарантировать обеспеченность всех материальными продуктами и предметами первой, второй и семьдесят восьмой необходимости.
В Интернете всякий автор имеет право кушать, но жиреть, почивая на лаврах, ему никто не позволит. Недаром многие мыслители отмечали тот факт, что излишняя забота о личном богатстве отягощает разум. А в Сети тяжелый Разум малоподвижен, ущербен и неэффективен. Копирайт — не жажда похвалы, но ответственность за получение критических замечаний и признак готовности исправлять недоделанное. Автор имеет право на получение обратной связи от своих читателей ради развития информационных содержаний порождаемых с его участием текстов. Ссылка копирайта освобождает очередной затор на пути распространения информации, убирает очередной барьер на пути свободного взаимодействия творческих умов, высвобождает ее в единый поток развивающейся жизни текстов, уже не отделимых от материальной жизни людей. В Новой Водолейской Экономике Интернет будет, с одной стороны, способствовать улучшению природы межчеловеческих связей, а с другой — обеспечит столь эффективное развитие производства, что акцент общественных интересов естественным образом переместится из области экономики в сферу свободного творчества сообществ.
Нарушение копирайтного обязательства порой может быть кратко интерпретировано замечательной сентенцией Сергея Довлатова: «Собственнический инстинкт выражается по-разному. Это может быть любовь к собственному добру. А может быть и ненависть к чужому». Достаточно вспомнить советских цензоров и знаменитый на всю человеческую историю коммунистический спецхран в общественных библиотеках, чтобы представить, сколь утонченным и плутовским на деле оказывается закрытие информации от тех, кто хотел бы с нею ознакомиться. Вряд ли имеет смысл осуществлять патопсихологически мотивируемую цензуру, «забывая» установить законную копирайтную ссылку на тот ресурс, к которому предположительно может устремиться Ваш сетевой собеседник. В конце концов, знатоки утверждают, что этическое поведение оказывается наградой самому себе.

Яков Кротов: связи ради свободы

Американский мыслитель Генри Давид Торо писал: «Высочайший закон дает вещь тому, кто может ею пользоваться». Даже трудно представить систему, более способствующую свободному обмену идеями, чем Интернет. Он насыщен энергиями энтузиазма. Он несет весть об обновлении этических констант отношений между партнерами, которая настолько убедительна, что попросту не может не осуществиться. Это великая ответственность и великое призвание творца — не дрожать над десятком идеек, а порождать новации мощным потоком, реализуя их при поддержке сподвижников и единомышленников с помощью нагнетенной организационной силы Сети. Насилие и конфликты — следствия недоверия. Доверие — ключ к содержательной творческой коммуникации.
Движение к коллективному авторству, к групповому творчеству, к активизации продуктивной деятельности полисубъектного гиперсознания (эгрегора) подразумевает не только интенсивное развитие авторских материалов, но и бурный рост многомерных взаимоссылок между близкими по духу, но различающимися по содержанию сознания и стилю мышления творческими ресурсами, каковыми обладает каждый из нас. Именно сеть такого рода информативных ссылок, направляющих движение интереса и организующих связи между близкими по спектру предпочтений умами, интегрирует родственные аудитории, динамизирует многоуровневые креативные диалоги между участниками Планетарного Жизнетворчества и приводит к возникновению в гиперпсихическом пространстве сетевых сообществ принципиально новых идей, качественно неожиданных открытий и непредсказуемо удивительных изобретений. Так понимаемый Копирайт-Ссылка-Связь-Мост содействует продвижению Холистического Мозгового Штурма, консолидируя интеллектуальные мощности масштабных групп единомышленников, сотрудников и партнеров.
Сам по себе копирайт не обеспечивает эффективную «раскрутку», которая развивается совершенно естественными и хорошо известными мероприятиями промоутеров. Ф.Ламенне писал: «Популярность точно так же, как и воздух, есть сила, которая поднимает, но не носит». Истинная защита интеллектуальной собственности заключена в эксклюзивности авторских услуг. Зато копирайтная ссылка предоставляет возможности свободы, гарантии помощи, указания на выигрышное направление развития. Это и есть пожелание счастья посетителям своих Web-страниц — интеграт свободы, безопасности и развития. Потому-то каждый пользователь интеллектуального ресурса своих сетевых партнеров несет возлагаемую им же на себя вполне добровольно копирайтную ответственность за содействие свободе продвижения информации. По-видимому, такая позиция является одним из исходных положений развивающейся сегодня этики сетевых обменов. Именно в предоставлении другому возможности самореализовываться и развиваться в желаемом им направлении и заключается смысл всякой нравственности. Получается что-то наподобие метафоры общения и взаимоподдержки, прекрасно сформулированной Андреем Макаревичем в песне «Реки и мосты». Почти Интернетная ирреальность — «из нот да из слов».
Каждый живой сайт является центром кристаллизации виртуального интеллектуального сообщества, ирреального в вещественном плане и совершенно осязаемого в социуме, в котором живут и действуют участники сетевых взаимодействий. Через гостей сайта авторы интернет-проекта фактически проводят те идеи, проекты и новации, которые считают ценными для сопланетян и достойными являться объектами внимания единомышленников и всех интересующихся. Наш сайт — коллективное детище усердного группового инсайтинга, порождение разумов многих творцов, а далее он и вовсе собирается стать многозвучным хором авторов и Web-живописцев, вступающих в Аквариологическое Сообщество. Но уже сегодня было и приятно, и полезно всем нам, людям щедрых общений и дружелюбного взаимоприятия, ссылаться друг на друга, тем самым участвуя в выстраивании многомерного полисерверного дружественного виртуального сообщества, в котором интересующиеся собой (т.е. реально нуждающиеся в обретении самих себя) искатели смогут отыскать то, что поможет им стать счастливыми. Так можно без особых затрат и напряжений содействовать развитию жизни ближних и заполучить законный повод к радованию собственными трудами.
Приятно сослаться не просто на ФИО виртуального автора, который может вправе восприниматься как абсолютно абстрактная фигура, но на ценный информационный ресурс, делясь тем самым с единомышленниками тем, что нисколько не уменьшается от того, что распространяется все дальше и шире. В конце концов, физически автор является лишь концентратором мыслительной энергии и выразителем, декларирующим те или иные сочетания идей. Сами же идеи в конечном счете ему не принадлежат, но на его сервере могут быть организованы столь удобочитаемо и конструктивно, что представят немалый интерес для тех, кто нуждается в такого рода информационном питании. Не будем забывать, что всякая искренняя дружелюбная щедрость и добрая инициатива на деле оказываются незаменимым способом развязывания жестких кармических узлов. Нет другого способа гармонизировать собственную душу, как предоставить другим то лучшее, что имеешь сам. Только доброделанием человек исцеляется и возрастает в могуществе. Эта истина изложена во множестве сказок, но мало кто из нас научился улавливать драгоценные крупицы намеков из игровых массивов волшебных повествований.
Задача Сети — не манипуляторство другими и даже не экологически грамотное манипуляторство, как иногда определяют предмет своих занятий специалисты в области нейро-лингвистического программирования, но именно актуализаторство, т.е. помощь другим в спонтанном творческом раскрытии собственных внутренних богатств. Содействие развитию другого как условие собственного развития — такова содержательная сущность любого позитивного этического устава. Вспомните о таинстве прощенного воскресенья, идущего прямо перед великим постом. Воскресал человек именно прощением тех, кто душевно ему задолжал. Не сам искал прощения, но именно предоставлял освобождение от обязательств тем, кто хотя бы втайне мог ими тяготиться. Это и есть священное указание на заповеданный выход из всех сегодняшних межличностных и социальных тупиков, которым мы все никак не научимся пользоваться. Кстати, решение многих проблем современности на деле оказывается простым и ясным, вот только базируется каждое эффективное решение на этическом основании, упоминание о котором крайне раздражает невротизированные умы современников. Никак не соглашаемся мы понять, что лучшая политика — честность, лучшие речи — искренние, а другому действительно не следует делать того, чего себе не пожелаешь.
Конечно, всем нам предстоит дождаться времени, когда все пользователи и авторы Сети станут добровольно сотрудничать на надежной этической основе, понимая принципиальную прозрачность Сети. Однако уже сегодня можно существенно ускорить процесс этического окультурирования Интернета, создав своего рода добровольное общество защиты этики в Сети. Оно могло бы состоять из высокопрофессиональных хакеров, энергию разума которых можно было бы употребить в мирных целях. Это сообщество сделалось бы со временем довольно уважаемым виртуальным институтом, аналогичным «электронной полиции», работающей по принципам деятельности сегодняшних обществ потребителей. Дело в том, что все мы сегодняшние воспитаны в конкурентно-соревновательном духе индустриальной эпохи, а потому нам все время будет хотеться хоть как-нибудь попробовать применить не совсем этичные приемы и сомнительные ходы для развития в Сети.
Возможно, наши правнуки будут рассматривать нарушение партнерских обязательств в Сети так же, как мы сегодня с удивлением и отвержением рассматриваем совершенно обнаженного человека, вздумавшего прийти на светский раут. Но нам бы всем не помешало учреждение своего рода «службы контроля», куда пострадавшие от негодяев и хулиганов пользователи могли бы обращаться с просьбой о наказании виновников дезорганизации Сети. Сколь бы утопичной эта идея ни казалась, но отсутствие каких-либо преград для организации такого рода «службы спасения», неотвратимо наказывающей недобросовестных участников планетарного общения, смогло бы посодействовать становлению новых этических (а не юридических) норм общения в Интернете. Тем более, что этика в Сети имеет непосредственное отношение к реализации каждым из нас собственной возможностной свободы, а потому это далеко не такое уж безобидное дело — оставлять нарушителей порядка ненаказанными. Хакеры — люди талантливые, а значит глубоко нравственные. Конечно, изредка попадаются люди с ущербным багажом переживаний и накоплениями негативного опыта. Но в целом все же развитый интеллект сотрудничает с нравственной культурой. Уверен, что вскоре мы уже узнаем о манифесте новоявленных защитников сетевой этики и сможем воспользоваться их законными правоохранительными услугами. Это поможет развитию Сети как незаменимого инструмента общения.
Копирайтная открытость и акцент, делаемый нами на фундаментальном значении этики для развития Сети, а значит и для дальнейших успехов всех ее пользователей, вовсе не означает мазохистского стремления автора к бессребренничеству. Конечно, деньги — штука немаловажная, пока в магазинах не начали раздавать необходимые товары бесплатно. Но все же есть и иные ценности — чувство выполненного долга, удовлетворение заслуженным признанием, роскошь общения с единомышленниками, понимание собственной значимости в содействии развитию других и получение интересных поводов и вопросов, стимулирующих новые открытия и нахождения. К тому же автор не становится архивным стеллажом, носясь со своими написаниями, а остается «в строю». Он вполне компетентен как консультант, эксперт, аналитик, терапевт и проектировщик. Если кому-то нравится концептуальный багаж и творческий стиль этого самого автора, любой может обратиться к нему с предложением о сотрудничестве, которое будет выгодным взаимно, т.е. вполне реально оплачиваемым. К примеру, мало кто на русскоязычном информационном рынке астропсихологических услуг так же серьезно освоил искусство созидания точных и научно обоснованных авторских астропрогнозов. Если заказчик достаточно элитен для того, чтобы не удовлетворяться бесплатными массовыми прогнозами (ширпотреб всегда ширпотреб), если ему необходим именно «индпошив» с его уникальными настройками на индивидуальность, позволяющими точно выявить интересующие сроки событий и детально описать динамику развития значимой ситуации, то для него не так уж важна та или иная вполне умеренная плата, выделяемая в качестве гонорара за проведенное исследование. Чем глубже человек заинтересован в эффективном использовании временного фактора в своей организованной и интенсивной жизни, тем скорее он переходит от использования массовых прогнозов к индивидуально заказываемым исследованиям будущего.
Недаром в обществе постепенно веками складывалась этическая парадигма целителя, старающегося не разорять своих исцеляемых. Святые и пророки за свои бесценные услуги денег вовсе не берут. Специалистам в области коммуникации известно, что выигрыш нередко зависит от цвета шахматных фигур. Играть белыми предпочтительно — сделать первый ход в предложении сотрудничества с доверительным обращением к будущему партнеру с полезным презентом. Важно делать ход навстречу другому первым, а не ждать, пока он пребывает в нерешительности. Доверие оказывается предположением о том, что создаваемый таким образом партнер столь же корректен, обязателен и благонамерен, как и ты сам. Только так складываются прочные взаимовыгодные альянсы, только так созидаются эффективные творческие союзы.
Без копирайта, указывающего потенциальным посетителям твоего ресурса дорогу к необходимому для них, чувствуешь себя неуютно не потому, что твои тексты остаются неподписанными, безымянными, что порой выглядит достаточно нелепо и противоестественно. Просто несославшийся пользователь текста фактически вводит посетителя в заблуждение относительно указаний на действительный источник креативного ресурса. Умолчание порой эквивалентно прямой лжи, как минимум, по развиваемым последствиям. Как говорится, у нас не убудет. Мы старательно продолжаем порождать интересующие наших гостей тексты, которые воспринимаются нами как отвечающие центральным мировоззренческим и этическим установкам. Мы реализуем свои творческие идеи и в новых книгах, и в неожиданно рождающихся статьях, и в непрерывной генерации разнообразных обновляемых астропрогнозов. В конце концов, мы непрестанно занимаемся индивидуальными исследованиями временных перспектив реальных заказчиков наших работ, многие из которых оказываются нашими клиентами целыми группами, как то характерно в случае корпоративного стратегического планирования. Но все же хотелось бы, чтобы то, что мы делаем, смогли обрести все те, кто хоть сколько-нибудь этим интересуется. Мы вправе надеяться, что организуемая нами информация окажется полезной для развития многих, а значит — ее восприятие и употребление сделает кого-то радостнее, здоровее и счастливее.

Джон Перри Барлоу: реальность виртуального

Для наших животных предков содержание наших мыслей — вещь более чем виртуальная, т.к. их нельзя ни съесть, ни пощупать. Аналогично отношение многих приверженцев индустриальной эпохи к развивающимся содержаниям Сети как к нереальностям, высокомерно и даже презрительно называемых виртуальными, т.е. как бы несуществующими. Однако влияние этих эфемерных виртуальностей на нашу единую жизнь более чем внушительно. Ведь все участники внутрисетевых диалогирований в миру остаются живыми представителями рода людского. Интернет представляет собой новое измерение связи, новую мерность сообщений, качественно особый порядок коммуникации. Но сами участники коммуникации более чем реальны. Благодаря их системному взаимодействию взрывоподобно расширяются их возможности принимать верные решения и мгновенно находить оптимальные способы решения задач, формулируемых самой жизнью. Так что следует разобраться с представлениями о ирреальностях Сети. Предмет, данный в ощущениях лишь единственному субъекту, в принципе менее важен и менее активен, чем, скажем, распространяемая со скоростью света весть об изобретении принципиально нового способа экологически чистой выработки энергии, которая, будучи принята всем миром, за считанные месяцы может изменить весь индустриальный ландшафт планеты.
Джон Перри Барлоу своей работой о развивающейся этике сетевых взаимодействии фактически преподнес широким кругам различных интернет-сообществ драгоценный подарок. В каком-то смысле его можно величать футурософом авторства. Мы нередко забываем, что вся наша жизнь, вся наша культура, все то, что мы имеем в виде продуктов цивилизованного развития, будь то телевизор, ботинки или анекдот, является результатом интеллектуального усердия неких вполне реальных авторов. Человеческая жизнь — это само по себе непрекращающееся авторство, результаты которого зависят от одаренности и усердия творца. Воспитание детей, возделывание сада, самооздоровление или изготовление действующей модели вечного двигателя — все это авторские творческие созидания. Все остальное в жизни человека — вторично, а то и вовсе сторонне. Новая Эра принесла весть о наступлении эпохи Группового Творчества, чего до последних времен никто не мог вразумительно разъяснить окружающим. Человековеды невнятно толковали что-то там о корпорациях проектировщиков или о творческих союзах журналистов. Однако на деле радикализм специфики Новой Эпохи оказался столь поражающим воображение даже самого смелого мечтателя, что многие до сих пор не смогли опомниться и осознать в полной мере феномен изменения самого характера человеческого творчества.
Групповое творчество развивается на просторах Интернета! Групповое творчество отныне раз и навсегда изменяет характер отношений между людьми и порядок развития самой планетарной цивилизации. Отныне все мы вынуждены учиться быть авторами со всеми вытекающими полномочиями и обязательствами, а также осваивать мало кому знакомое искусство партнерских отношений, базирующихся не столько на ригидных и абстрактных юридических законах, сколько на внутренне принимаемой и свободно руководящей всеми нашими поступками этики. Речь идет о принципиально новом порядке отношений, о совершенно новых перспективах изобретательской и новаторской деятельности, о качественном сдвиге в содержании того, что многими футурологами называлось планетарной психосферой. Отныне психосфера воплотилась — из инсайтирующих проблесков психоэнергии, сплетаемых по произвольным законам тонкого мира, психосфера развилась во вполне ощутимый мегакоммуникационный общепланетарный социальный институт, без учета влияния которого отныне невозможно будет решить ни один незначительный или архиважный вопрос. Человек отныне стал одновременно бесценен как уникальная индивидуальность, но в то же время парадоксально оказался всесвязанным в контекстах разнообразных дифференцированно развивающихся сообществ. Мы пока не успели осмыслить произошедшее в полной мере, да и Интернет фактически пока не вполне вступил в свои права. Но на наших глазах происходит взросление этой генерационной гипертворческой системы, так что результатов указанных перемен остается ждать совсем недолго. По нашим прогнозам — лет 10-15. Поживем — увидим.
Интеллектуальное богатство синонимично этической обязательности, ибо мудрый понимает, что красть не только грешно, но и элементарно невыгодно. Так копирайт из юридического жупела постепенно превратится в свидетельство открытости пользователя, знак ответственности и указание на безусловную дружелюбность намерений. Конечно, мистер Барлоу принципиально прав, указывая на то, что на каждую мало-мальски значимую идею копирайт не проставишь — не хватит ни сил, ни времени. Копирайтизация всего интеллектуального богатства будет под силу лишь обладателям мизерных накоплений, которые проще инвентаризировать, нежели развивать. Те, кто действительно богаты, предпочтут заботиться о совершенствовании собственных копцепций и продолжении активного творчества, идя в ногу с развивающимся Временем. Копирайтирование же распространяемых находок они предпочтут перепоручить тем, кто будет рассматривать предоставленные им информационные ресурсы как ценные для других. Тем более, что порой идеи столь звучно роятся в пространстве, что выделить и обозначить приоритетствующего автора-проводника и вовсе не представляется возможным. Но все же следует помнить, что забывать о коллегах и соавторах просто невыгодно. Невыгодно страшиться открытой творческой конкуренции, которая при углубленном рассмотрении должна быть понята как форма интенсивной кооперации. Невыгодно лениться предоставлять гостям своего сайта путь к ценным информационным ресурсам, тем самым работая и на свое доброе имя. Благодарность в будущем веке будет значить существенно больше любых гонораров! В конце концов, ссылаясь на интересные ресурсы и их авторов, мы и сами присоединяемся к их имиджу, к их известности, к их успеху, что так или иначе способствует и нашим собственным достижениям. Как говаривали древние — «Ты равен тому, кого понимаешь». Хотя такого рода равенство понимания еще не обязательно означает равенства производителя текста и его вдумчивого и активного потребителя.
Генри Давид Торо писал: «Достоинства, которые мы ценим в других, равно принадлежат и нам, мы замечаем только то, чем обладаем сами». Специалисты, участвующие в развитии нашего сайта, действительно являются ценнейшим источником глубоко индивидуализируемых авторских астроуслуг и авторских же трансформационных аудиопрограмм, специально создаваемых для разрешения актуальных проблем конкретных клиентов. В этой самой авторской эксклюзивности и заключается абсолютно надежная и гарантированно прочная защита нашей интеллектуальной собственности. Мы делаем то, что мало кто делает успешно, талантливо и всерьез — мы генерируем целебные и ориентирующие тексты для конкретных индивидуумов. Это — не конвейер, хотя мы и применяем новейшие информационные технологии. Это ручная ювелирная работа под реальный заказ, выполняемая с предельной тщательностью, а потому терапевтически и прогностически эффективная.
В чем-то работа над астропрогнозами напоминает практику Карма-Йоги, для адептов которой высшая беспристрастность заключалась в намеренной непривязанности к плодам творческого труда. Еще бы — когда пишешь «умную» книгу страница за страницей, из которых после складывается широко популярная среди восторженных почитателей «нетленка» — это одно. Когда же вбрасываешь в информационное пространство кучу идей и плоды усердных медитаций, которая вскоре попросту рассеивается в волнах набегающего Времени, тут уже психологически ощущается привкус какой-то необычной непривязанности. То же — касательно копирайта. Пусть о нем позаботятся те, кто мыслит об этике сетевых и любых жизненных взаимоотношений так же, как и мы. Ссылку следует ставить хотя бы из уважения к своим посетителям, а значит и из уважения к себе. Как все же приятно великодушно предоставить щедрое указание на полезную информацию, тем самым предоставляя возможность свободного развития многим и многим единомышленникам, т.е. в чем-то даже родственникам по духу.
Итак, берите все то, что окажется для Вас полезным. Ради этого мы и творим, ради этого и усердствуем. Без Ваших посещений, без Вашего интереса, без Ваших заимствований наших страниц наша работа оказалась бы фантасмагорической пьесой в театре абсурда.
В настоящем опусе мы хотели изложить собственную позицию в отношении копирайтных ссылок, понимаемых не как вынужденная обязанность, а признак своего рода сетевой культурности, которая является привилегией свободных потребителей ценной информации, обладающих зрелым чувством собственного достоинства. Будем рады получить Ваш отзыв на эту статью. Возможно, мы в чем-то ошибаемся; не исключено, что вместе мы с Вами разовьем обозначенные идеи и предоставим другим возможность обогатиться и уточнить собственные перспективы. Одним словом, мы от всей души приглашаем Вас принять деятельное авторское участие в интеллектуальном сотрудничестве, которое ориентировано на построение Аквариологического Сообщества.
вверх