Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Астропрогнозы как жанр проектационной журналистики

© Константин Сельчёнок

Полезность прогнозирования

Тот, кто ничего не предвидит, бывает часто обманут; кто предусматривает слишком много, всегда бывает несчастным

Ж. Лабрюйер

Никого не удивляет естественная потребность многих людей в изучении выводов прогностических исследований. Прогноз погоды, прогноз динамики рынка, прогноз развития тех или иных проектов, прогноз результатов лечения и прогноз исхода конфликтной ситуации. Мы окружены прогнозами и пользуемся ими на каждом шагу. Без них мы и шагу ступить не можем, так как именно прогнозирование во всех его многочисленных формах является принципиальным преимуществом разумных существ. Благодаря прогнозированию собственно и развивался сам разум, как инструмент эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизни. Оказалось, что в большинстве случаев окружающая среда, от которой зависят все живые существа, изменяется по вполне определенным законам, знание которых можно использовать для расширения своих адаптационных способностей и приведения в действие имеющихся ресурсов.
В основе астрологического подхода к прогнозированию лежит представление о качественной структурированности потока времени, проверенное тысячелетиями наблюдений за связью между земными событиями и астродинамическими явлениями. «Непостижимый строй во всем». Каждый момент времени по своим характеристикам, соответствующим качествам происходящих в его продолжение событий и процессов, особенный, отличный от других и сам себе свой, причем любой период времени может быть качественно структурирован посредством выделения в нем закономерно сменяющих один другой моментов. Мир целостен, поэтому в каждый момент времени в нем все соответствует всему — «созвучье полное в природе».
Один из наиболее устойчивых среди наблюдаемых процессов — это динамика звездного неба, качественно сопряженная со всеми развивающимися процессами. «Лишь в нашей призрачной свободе разлад мы с нею познаем». О свободе, ее пределах и возможностях будет отмечено далее особо, но многое в нашем неупорядоченном и вздорном мире в понимании свободы искажено и извращено. В то время как все в природе стремится согласовываться со всем, внимая настраивающему все в унисон Голосу Гармонии, люди в силу своей болезненности и ослепленности пытаются противостоять ходу вещей, тем самым периодически возмущая мировое равновесие, которое после нелегко восстанавливается силами самого Мироздания.
Астрология — наука об ориентации во времени и во всем том, что рождено во времени. Именно помощь в ориентировании среди качеств и тенденций, особенностей и характеристик предметов и процессов окружающего и внутреннего миров и является главной задачей прикладного астрологирования. Подобно метеорологам, обрабатывающим приборные показания всевозможных аппаратных комплексов, расположенных по всей Земле и на спутниках, кружащихся в околоземном пространстве, астролог описывает энергетическую динамику времени, руководствуясь наблюдаемым взаиморасположением планетных тел Солнечной системы.
Астрофакторы и их сочетания в конкретные моменты времени для всех астрологов одни и те же, а вот толкования и интерпретации могут быть различными. Тут уж каждый интересующийся услугами того или иного интерпретатора-прогнозиста вправе выбирать, чья символическая система и литературный склад изложения ему ближе, помогает четче и основательнее ориентироваться в перипетиях повседневной жизни.
Конечно, от астропрогнозов далеко не все в жизни человека зависит, аналогично использованию прогнозов погоды или предвидения развития социальных процессов. Но все же динамика перемены качеств моментов на многое влияет, а потому должна по мере возможностей учитываться в организации деятельности и проектировании творческих программ, ориентированных на целенаправленное изменение природы (человека или окружающего мира). Астропрогнозы — не панацея, но полезное средство своевременного информирования о распределении вероятностей в развитии некоторых альтернативных вариантов будущего.
Конечно, область астропрогнозов существенно ограничена их общезначимостью. Гороскопы — штука сугубо индивидуальная, они отражают качественное своеобразие целостностей. Поэтому общие астропрогнозы имеют свои ограничения, указывают лишь на определенные вероятностные распределения, касающихся большинства людей и влияющих на динамику жизни в целом.
Конечно, одними общими астропрогнозами заботящийся о перспективах собственного развития и максимально полном использовании собственных ресурсов человек обойтись не может. Ему необходимо настроить свое восприятие на свойства отдельных временных отрезков, на динамику закономерного развертывания собственного гороскопа с тем, чтобы определить благоприятствования и опасности для себя лично. Причем произвести это следует в контексте именно тех конкретных дел, которые являются предметом его внимания, и решения вполне определенных задач, каждая из которых связана с особенными ритмами временной развертки. Но все же даже общие астропрогнозы достаточно полезны и убедительны как для широкого просвещения и обращения внимания людей на обучение искусству применения данных индивидуальных астропрогнозов, так и для внесения некоей лепты в упорядочивание развитий среди тех, кто воспринимает прогностическую информацию как реальный повод для содержательных медитаций над проблемами собственной жизни.

Волны вероятности

Случайность — это неожиданно наступившая неизбежность.
Народная мудрость

Сегодня научный мир живет по законам, пересмотренным в рамках нового — квантово-механического — мировидения, которое в начале ХХ века сменило парадигму представлений о мире как о едином механизме. Немеханичность восприятия мира современными учеными в частности заключается в признанном ими в качестве более соответствующего реальному положению дел стохастическом восприятии происходящего. Процессы и отношения в живом многообразном мире вероятностны, стохастичны. Никогда нельзя о каком-то явлении или процессе сказать с точностью до 100% «да» или «нет». Всякое определение является своего рода смесью всевозможных «да», «нет» и «возможно» в различных пропорциях. Такова простейшая модель вероятностного восприятия реальности. Удивительно, но именно такое восприятие действительности более всего отвечает астрологическому видению мира.
Если прежде всерьез рассматривали возможность (и даже необходимость!) существования однонаправленной линейной причинно-следственной связи между следующими друг за другом состояниями, явлениями и акциями, то с приходом квантовой механики в качестве главной интерпретирующей модели действительности развилось представление о множественной причинности. Многое зависит от многого, причем все находится со всем в довольно-таки сложной связи. К примеру, кибернетически многие саморазвивающиеся системы организованы на основе колец так называемой замкнутой причинности, в которых одно и то же явление оказывается одновременно причиной и следствием самого себя (контуры обратной связи в саморегулирующихся системах).
Множественная причинность указывает на колоссальную множественность влияющих факторов, которые необходимо принимать во внимание при рассмотрении любого феномена. Фактически вопрос о вкладе того или иного влияния в порождение конкретного состояния наблюдаемой системы размывается и для упрощения оперированием данными схематизируется до вероятностной картины: всякое явление задается неким присущим только ему спектром распределений вероятности тех или иных следствий для тех или иных причин. Динамичный мир перестает нуждаться в заскорузлых жестких моделях линейно-механической причинности. Мириады причин, совокупно взаимодействуя друг с другом, порождают мириады последствий, некими непростыми способами также взаимосвязанными друг с другом.
Вопрос о конкретной причине утрачивает смысл, он трансформируется в вопрос о распределении ролей определенных групп значимых факторов в создании того или иного действительного результата. Оказывая влияние на те или иные состояния и системы, классифицируемые как причинные, можно управлять различными вероятностями, взаимодействие которых создает ту или иную интерференционно-вероятностную картину конкретного искомого результата. Сложновато, но ничего не поделаешь, таково освоенное сегодня понимание природы живой реальности мира. Зато в таком подходе проявляется подлинное уважение к сложной реальности и вместе с тем достигается возможность вполне адекватно управлять получением необходимых следствий или учитывать вероятность наступления того или иного результата. Современная наука приглашает к танцу мантику — королеву постижения хитросплетений и сложностей в живом существовании.
Чем больше данных учтено, тем точнее и конкретнее становится прогноз, вот почему индивидуальные — создаваемые для конкретного индивидуума — прогнозы, да еще настроенные на конкретные вопросы и области действования и определенные задачи, оказываются в итоге столь точными, даже незаменимо точными и необходимыми для тонкой организации человеческой деятельности. Мир целостен, в нем все подвластно ритмической организации и все связано со всем — значит, исчисление ритмов развития одних процессов неминуемо выводит на формулирование прогностических выводов, касающихся других исследуемых процессов, связанных с другими. Все пульсирует в едином ансамбле ритмов, симфония ритмов упорядочена и строга, и синхронизация усилий и инициатив с такими волнами вероятностей способствует гармонизации процесса и повышению эффективности любых действий.
Хотя астрологи и используют астродинамические расчеты, прибегая к современным программным средствам, все же астрологию никак нельзя назвать точной наукой. Впрочем, и в ряду гуманитарных дисциплин она занимает особое место. Нередко возникают опасения по поводу антирелигиозного или, напротив, квазирелигиозного характера астрологии как области знаний. И те, и другие не имеют отношения к самой астрологии как символическому языку описания целостной реальности, а связаны с верованиями конкретных астрологов или мировоззренческими аберрациями отдельных приверженцев или противников астрологии.
Конечно, все в мире человека связано со всем. Однако астрология представляет собой язык описания связей между космической динамикой и человеческой жизнью. В этом смысле астрология сугубо научна и более походит на физику, нежели на верование. Она имеет свою внутреннюю концептуальную логику, свои исходные посылки и свои правила идеаторного поведения в пределах избранных посылок и логических моделей. Просто в прежние времена романтически настроенные исследователи загадочного мира человеческих душ истолковывали понятия и метафоры астрологии уж слишком поэтично и прибегали к культуральным инструментам мифологического порядка, как наиболее емких и выразительных символов, отражающих целостность наблюдаемой действительности. Отсюда — ложное отождествление астрологии как языка описания реальности с системами верований (или антиверований — что по сути дела одно и то же). В конце концов, вспомним пресловутые парамедицинские «губительные поветрия», которые позже четко материализовались в представлениях о болезнетворных микроорганизмах. А чего стоит исследование физиками Средневековья сомнительно вездесущего «флогистона» или «небесного эфира» космологов недавнего прошлого. Понятия расширяются и уточняются, модели развиваются, подходы совершенствуются, но исследуемые области явлений остаются.
Предвзятое отношение к собственной судьбе и невротическая озабоченность проблемами свободы воли и местом закономерностей в жизни человека, у некоторых мыслителей доходившие до нездорового напряжения, породили дурную традицию отрицательства и запретительства, в результате трансляции которой астрология была низведена до уровня маргинального лженаучного верования. При этом ни о каких действительно серьезных исследованиях, проводимых в строгом соответствии со спецификой сложного предмета астрологии (саморазвивающимися целостными реалиями) и отвечающими сущностным особенностям самого предмета — времени — речи идти не могло. Отрицали — и все тут, забывая, в конце концов, банальную психологическую истину о том, что сама по себе эмоциональная предвзятость, проявляемая в отношении определенного предмета, неизбежно искажает его видение и не позволяет надеяться на возможность получения действительно точных и адекватных его реальности сведений о нем.
Отрицатели слишком углублены в само отрицательство, чтобы подойти к исследованию предмета здраво и непредвзято. Негативизм самих наблюдающих за проявлением астрологических закономерностей заставляет их невольно действовать наперекор естественным предпочтениям, управляемым как раз астрологическими влияниями. Интересно, что и максимализм фанатичных приверженцев астрологии, и радикализм ее огульных ниспровергателей и яростных отрицателей в основе своей укоренен в той самой механической картине мира, с которой реальная астрология не имеет ничего общего. Так что критиковать астрологию, оставаясь на парадигмальных позициях, в принципе отличающихся от тех представлений о мире и человеке, на которых базируется астрологическое видение реальности, просто нет ни малейшего смысла,
Провозглашенный К.-Г. Юнгом мистический принцип параллельно-причинных смысловых совпадений, чаще именуемый синхронизмом, прекрасно иллюстрирует принципиальную специфику астрологии как области знания. Та реальность, которая изучается астрологами (вовсе не в ходе вычислений взаимных положений светил на небосводе, но в медитативном разгадывании таинственных кроссвордов сочетаний символических композиций гороскопов), имеет особую природу, к пониманию которой ученые сегодня только решились подступиться. Речь идет о единстве физики и психологии как двух дополнительных сторонах единой развивающейся реальности, изучаемых как точными, так и гуманитарными дисциплинами.
Феномен самоосуществления (исполнения пророчеств лишь на основании того, что они восприняты как руководство к действию и потому являются не предвидениями, но приказами), столь характерный для астрологических прогнозов, вовсе не является свидетельством неистинности астрологии, но, напротив, свидетельствует о колоссальных возможностях, раскрывающихся перед человеком, согласившимся считать физическое и психическое двумя сторонами единой медали.
Кстати, именно в таком синтетическом понимании единства психического и физического укоренена специфика астрологического исследования. Субъективный фактор и толкователя, и исполнителя прогноза должны учитываться не в меньшей степени, чем внешние объективные показатели, так как в общей сумме результата они принимают равное участие в наступлении прогнозируемых событий и имеют равный вес в формулировании вывода исследования. Так что практическая экспериментальная проверка астрологических закономерностей (которые, кстати, всегда проявляются неповторимым образом, а потому доказуемы лишь отчасти ввиду своей уникальности) требует от исследователя особого уважения к многозвучной ритмике целого, отказу от оценивающего (судящего!) снобизма и особенной чувствительности к изменениям той психологической атмосферы, которая сопутствует событиям астрологического рода (имеются в виду целостные отклики земной жизни на редкие астрономические явления, такие, как соединение планет, затмения или повороты движения).
Астрологи занимаются исчислением виртуальностей. Они взвешивают на весах медитативного интуитивирования возможности и предрасположенности, склонности и предпочтения, таким образом синтетически проникая в смысл совокупности множества действующих факторов, оказывающих более или менее значимое влияние на жизнь исследуемого субъекта или изучаемого процесса. Ни о какой тяжеловесной «объективной истинности» и утрамбованной «экспериментально доказанной достоверности» в данном случае и речи быть не может. Сам астролог является (и это он всегда недвусмысленно ощущает в процессе прогнозирования) чувствительным прибором, чутко отзывающимся текстами и переживаниями на те темы ближайшего грядущего, на которые он привычно настраивается, подобно мантическому агенту.
Астропрогноз — это отзвуки намеков, трели предупреждений и журчания наитий, которые могут быть услышаны развитым разумом прорицателя и облечены в понимаемые желающими словесные определения, форма которых тем богаче и содержательнее, чем они метафоричнее, тем самым допуская большую свободу для толкования понимающими их людьми. Астрологический прогноз — это поэтический отчет о звучании музыки сфер, язык которого постигается лишь при явной доброжелательности чуткого уха и не допускает поверхностного критиканства.
Стрелок делает поправку на ветер, но стреляет сам. Кормчий учитывает упреждение на сносящее течение, но направляет корабль сам. Так и использование астропрогнозов должно быть здравым, ответственным и сбалансированным, не допускающим ни игнорирования, ни слепого доверия. Просто необходимо принять к сведению результаты астропрогностического исследования и воспользоваться ими как дополнительным фактором, оказывающим влияние на принимаемое решение.
Астропрогнозы — это именно и всего лишь дополнительная информация о спонтанной динамике развивающейся реальности — не более, но и не менее. То, что развитая человеческая воля, поддержанная чувствительным сердцем, значительно могущественнее любых астрологических влияний, еще не означает, что от учета последних можно вовсе отказаться. Рачительный хозяин всему найдет достойное применение и поставит все на достойное его место — не выше, но и не ниже положенного.
Астрология, понимаемая как исчисление волн вероятностей, естественно подразумевает непростой путь обучения искусству использовать ее возможности. Это и обучение самих прогнозистов искусству делать обоснованные выводы из анализа астрологической ситуации. Это и обучение желающих самостоятельно понимать астрологическую символику, что позволяет им интуитивно угадывать логику предполагаемого грядущего без необходимости облекать свои интуитивные понимания в понятные для других слова. Последнее доступно лишь особо подготовленным лицам с литературным даром и развитой астрологической интуицией постижения сокровенного смысла целостных композиций символических факторов. Наконец, это обучение желающих подключать к творческому упорядочиванию собственной жизни астрологический ресурс искусству грамотного и эффективного применения получаемых от астрологов прогнозов. В свете вышесказанного становится понятно, насколько индивидуально созданный прогноз в итоге оказывается точнее и полезнее астропрогноза общего, рассчитанного на достижение статистически достоверного положительного результата и оказывающегося верным, к примеру, у 78,5% тех пользователей, кто его учли.
Опыт прогностического консультирования свидетельствует, что чем «плотнее» поток событий, к которому имеет отношение человек, тем достовернее оказываются прогнозы его развития. При этом не имеет значения, порождает сам человек эти события и управляет ими или он оказывается пассивной жертвой обстоятельств, которые несут его словно щепку по волнам жизни. Результат одинаков — точность прогнозов у загруженного событиями индивидуума оказывается более высокой, так как плотность свершающегося (и во внешнем, объективном и событийном, и во внутреннем, смысловом и эмоциональном, планах) оказывается достаточно высокой.
Не следует забывать даже в случае совершенно точно сбывшегося прогноза, что в мире активно действует многочисленное множество творческих начал, из которых астрология занимает, конечно, не последнее, но и далеко не первое место. Иными словами, за результаты ответственны не только астрологически исчисленные данные о влиянии периодов времени, хотя все же индивидуальные прогнозы и регулярное ориентирование на прогнозы общие вносит известную долю упорядоченности в излишне хаотизированную жизнь современных людей. Без индивидуальной настройки на личный гороскоп прогноз не может быть максимально точным. Но, даже становясь таковым как сугубо астрологическое предсказание, он все же не может претендовать на 100%-е попадание, так как в нашей жизни непрестанно действует еще превеликое множество сил, многие из которых астрологически исчисляются с трудом или не исчисляются вовсе, как то происходит с таинственным чудом свободной воли человека.

Астропрогнозы как виртуальная литература

Всякая реальность, в конечном счете, есть психическая реальность.

К.-Г. Юнг

Наступающая Эпоха Водолея принесет множество важных изменений во все области жизни человечества. Одним из таких изменений станет изменение характера творческого процесса, его приоритетов, предмета и места в жизни. Прежде литературное творчество считалось уделом исчезающе малого числа людей, усердно корпящих над многотомными сочинениями нетленки, адресованной далеким потомкам и рассматриваемым в качестве неких неоспоримых максим и незыблемых истин. Остальные любители считались графоманами, если не были по достоинству (порой весьма сомнительному) принимаемы «на ура» широкими аудиториями читателей. Эпоха Водолея в процесс литературного творчества внесла определенные коррективы. В частности, это выразилось в постепенном формировании искусства проектационной журналистики, которой посвящено настоящее сообщение.
Литература может рассматриваться как частный вид коммуникации. Чем занимается журналист? Он берет конкретное свершившееся событие из сухой сводки официальных новостей и описывает его художественным языком, используя все возможные выразительные средства для отражения своей личной авторской позиции к свершившемуся. Он облекает объективный факт в творческую форму изложения его нюансов, опасностей и возможностей, связанных с ним самыми разнообразными способами. По сути дела, как и всякий писатель, журналист является исследователем человеческой реальности, изыскателем содержания происходящего, толкователем значимых событий. В его работе информация из-за придания ей художественного толковательного оформления вовсе не утрачивает своей объективной основы, если конечно журналист не увлекается собственным мнением, забывая об общей значимости произошедшего.
Различие между писателем и журналистом — сугубо формальное, если угодно, количественное. Первый, стремясь к обнародованию собственных глубин, через которые пропущены те или иные пласты наблюдаемой вокруг жизни, создает некий абсолютный учебник, кристаллизуя опыт своих наблюдений в некие подобия инструкций морального, эстетического или философского и психологического плана. Второй занимается более частным делом, так сказать, без претензий — он описывает ту повседневную реальность, в которую погружены все мы. И если журналист талантлив и порядочен, что встречается гораздо чаще, нежели принято считать, он помогает разобраться в сути происходящего и сориентироваться в собственных выборах и решениях. Он подобен сторожевому псу смысла, стоящему на страже сохранения осознанности проживаемой жизни. Он напоминает звонаря, который без устали созывает людей на молитву осмысления происходящего ради того, чтобы нарушить их благостные сны и призвать к осознанности и ответственности. Он выполняет труд разведчика-наблюдателя, сообщающего всем соратникам о грозящих опасностях, которые пока еще не входят в область компетенции правоохранительных или военных организаций, но должны быть своевременно осознаны и изменены для того, чтобы не допустить худших последствий.
Журналист может быть назван впередсмотрящим, он может быть понят как дозорный, рассмотрен как важный элемент системы общественного иммунитета, защищающего общество от грозящих ему опасностей и предупреждающего о благорасположениях. Так что если аналогизировать функцию журналиста в обществе с аспектами жизнедеятельности организма, то можно сравнить его творчество с наблюдательностью и бдительностью, которые позволяют человеку активнее включаться в происходящее и оказываться в курсе всего происходящего, вовремя отделяя главное от второстепенного и давая взвешенную и здравую оценку всему тому, что имеет некое значение для поддержания благополучия и развития жизни.
Интернет как публикационный инструмент с фантастическими возможностями породил новые формы публицистики. Новое тысячелетие породило совершенно новые, неведомые ранее формы журналистики. К примерe посетители сайта www.quokka.com могут ежедневно следить за похождениями реальных героев акций устроителей сайта, поощряющих профессионалов и любителей различного рода экстремальных видов спорта. Организаторы www.nationalgeographic.com спонсируют любителей коллекционировать видеозаписи и звуки живой природы, которые после с наслаждением потребляются гостями сайта, словно вживую присутствующими на месте этих удивительных общений путешественников с представителями живой природы. Руководители сайта www.discovery.com привлекают и рекламодателей, и массовую аудиторию посетителей, живо интересующихся исследованиями будущего человечества.
К особым родам журналистики можно отнести преследование профессиональными папарацци vip-героев светской хроники, очерки фенологов, обозревателей культурной жизни. Ничем особенным журналистские исследования возможных интерпретаций влияния хода времени на возможные события не отличаются. Причем проектационной журналистикой, объединяющей интерпретации астропрогнозистов и комментарии ясновидящих, должны заниматься именно журналисты, знакомые с астрологией и обладающие представлением о методах проектации, а вовсе не астрологи-консультанты. Именно журналист может художественно своеобразно и психологически содержательно описать тот или иной астрономический феномен, толкуемый вполне определенным образом в контексте той или иной астрологической символической системы, но непременно окрашиваемый талантом и опытом самого журналиста в личностные, сугубо субъективные, творческие тона.
К сожалению, многие астропрогнозисты тиражируют собственные страхи, проецируя в социальное пространство личные невротические представления о якобы грозящих кошмарах и катастрофах. Для осуществления конструктивной проектационной работы журналист должен быть в известной мере душевно здоровым индивидуумом, а также неукоснительно руководствоваться сигналами обратной связи, поступающими от его постоянных читателей, которые вместе с ним работают над созданием более совершенной символической системы, интерпретация астрокомпозиций в рамках которой эффективно помогает своевременному упреждению трудностей и использованию благоприятных периодов.
Вокруг деятельности каждого продуктивного и самобытного проектационного журналиста-астропрогнозиста, описывающего в своих интерпретациях возможные проекты и программы, со временем складывается его собственная аудитория читателей, пользующихся его текстовыми разработками. Если понимать рынок как торжество гармоничного общения, то журналист находит себе именно тех собеседников, представления, ожидания и взгляды которых конструктивно и позитивно совпадают с его собственными или близки им. Мировоззрение, символическая система и представления о ценностях и интересах у журналиста и его читателей сходны, иначе не может возникнуть основа для взаимозаинтересованного диалога. Такое творческое взаимодействие аудитории и автора прогнозов помогает совершенствовать те контексты и концепты, в рамках которых развивается образовавшееся вокруг астрожурналиста тематическое сообщество. Члены этого сообщества, участвующие в регулярном общении в связи с использованием астропрогнозов и информированием автора о своих предложениях, направленных на их совершенствование, могут быть самыми разными людьми в демографическом и профессиональном понимании, не говоря уже об их географической разобщенности.
Главным, что их объединяет, является исповедание особого подхода к видению собственной жизни, представлений о принципах и правилах гармоничного общения, понимание ценностей и приоритетов творческой самореализации. Если такая общность культивируется и осознанно поддерживается всеми участниками продуктивного общения, они вместе наверняка смогут со временем сформировать жизнеспособную систему комментирования характера временных промежутков, которая будет помогать им на всех путях их собственных жизней.
Итак, вне оценок, пожеланий, интересов, пользы и мнений клиентов-читателей никакой речи о действительно конструктивной проектационной журналистике, выполняющей некую специфическую социокультурную роль, и речи быть не может. Именно дифференцированная система обратных связей ответов, комментариев и пожеланий читателей является гарантией продуктивного развития всего мероприятия по созданию сообщества лиц, использующих достижения астропсихологии для плодотворной и целесообразной организации собственной жизни. Любой журналист, особенно занимающийся проектационными астропрогнозами — этими алгоритмами эффективного поведения, — трудится не для издателя (хозяина или руководителя сетевого ресурса), но прежде всего и в первую очередь ради своих читателей. В гармоничном и взаимоуважительном диалогирвоании астропрогнозиста с читателями — ресурс развития проекта.
Отметим также, что адекватно расшифровать значение композиции астрологических символов в соответствии с нуждами и представлениями своей аудитории может только тот, кто не на словах, но экзистенциально, живо, по-настоящему, душой и телом, включен в единую с пользователями прогноза жизненную реальность, в единый с ними социокультурный и политико-экономический контекст. Астропрогнозист обязан регулярно знакомиться со всеми событиями и изменениями в той предметной области, которая является наиболее значимой для обслуживаемой им аудитории читателей. Помимо литературного дарования и способностью интуитивно синтезировать значения сочетаний астрологических символов, прогнозист должен чувствовать себя в атмосфере жизни своих читателей подобно рыбе в родной стихии. Если астропрогнозы рассчитаны на юристов, то прогнозист не может продуцировать эффективные тексты, если он далек от специфики юридического творчества. Точно так же медицинские прогнозы должен создавать человек, не понаслышке осведомленный о практике врачевания людей и организации лечебно-профилактической помощи. Только такая профессиональная спецификация творчества проектационных журналистов позволит им выступать в роли действительно компетентных экспертов в определении роли тех или иных астродинамических факторов в жизни представителей конкретных читательских аудиторий, объединенных по тем или иным признакам общности — профессиональной (род занятий), интеллектуальной (специфика интересов), характерологической (особенности личностного склада) и другим, отличающим их от внешнего населения. В этом случае интерпретации и комментарии проектационного журналиста вполне заслуженно будут рассматриваться в качестве программативных, т.е. способных направить процессы самоорганизации жизни людей в верном направлении. Не следует путать такого рода деятельность с механическим программированием, которое заведомо проще, жестче и ограниченнее творческой программативной практики астропрогноза.
Журналист — это своего рода рецептор коллективного организма сообществ, собирающий, перерабатывающий и оформляющий в легко и удобно воспринимаемых словах все то, что интересует его читателей — членов информационно обслуживаемого им читательского сообщества. Журналист — это аналог внешнего выносного информационного устройства, без которого людям нелегко было бы своевременно получать необходимую информацию обо всем том, что происходит в интересующих их областях необъятной в своем многообразии жизни. Кстати, собственное мнение журналиста как раз не очень-то интересует читателей, хотя в некоторой степени его присутствие принципиально неустранимо ввиду субъективно творческого характера самой интерпретационной процедуры. Любая литературная деятельность неизменно привносит в конечный результат труда личностные особенности ее проводника. Если текст не окрашен оттенками специфического языка и своеобразием взглядов самого автора, то его ценность намного снижается. Хотя, повторяем, соотношение между объективным фактом и субъективным мнением все же должно оставаться приемлемым, дабы журналистика как информационно-поисковое творчество не вырождалась в писательское фантазирование, имеющее далекое отношение к фактам объективной жизни.
Итак, журналист — это эксперт по сбору, переработке и представлению информации, делающий жизнь своих читателей приятнее, полновеснее, интереснее, здоровее и эффективнее. Фактически журналист нанимается самими читателями как коллективным заказчиком, которых удовлетворяет характерная для его творческого стиля форма подачи информации. Он талантливо перерабатывает добытую информацию, руководствуясь собственной творческой совестью и ответственностью перед своим творческим даром. Но все же исходные сведения (в нашем случае — научные данные о характере и времени наступления астрономических событий) он обязан собирать объективно, так как без этого его работа утрачивает собственный смысл и перестает выполнять общественно полезную функцию предупреждения читателей о благоприятных и кризисных периодах времени.
Журналист разъясняет, оговаривает, вселяет надежду, объявляет, свидетельствует, комментирует, втолковывает, сопоставляет и обучает. Работая в качестве ответственного порученца круга читателей, журналист неизбежно совмещает роли психотерапевта, педагога, просветителя, вдохновителя, организатора, исследователя и писателя. Понятно, что значение такой проектационной журналистики, если к ней относиться не менее серьезно, чем к другим общественно значимым формам творческой работы, трудно переоценить. Без такого рода предупреждающей и ориентирующей журналистской деятельности многие возможности упускаются, а многие опасности, которых можно было избежать, реализуются.
В некотором смысле поэзия и высокая литература могут быть названы практиками роскоши человеческого общения — возвышенными, романтизированными, создающими свои виртуальные миры и приглашающими к испытанию реальности посредством погружения ее в некие особые смысловые пространства. Журналистика ближе не к классическим музыкальным произведениям, а к популярным массовым песням, которые с удовольствием распеваются на каждом шагу и звучат на каждой дискотеке, в каждом доме. С нарастанием интенсивности проживания каждого момента в настоящее время журналистика приобретает все большее и больше значение, так как впрямую способствует адекватному приспособлению людей к стремительно развивающейся жизни. В некоем смысле ответственная журналистика может рассматриваться как фактор общественной безопасности, влияние которого на предупреждение всевозможных общественных катастроф и своевременное использование выгодных возможностей становится с каждым годом все более значительным. Если современная экономика все более ориентируется на вкусы и предпочтения конкретного потребителя (уступающего место потребителю массовому, клишированному, однотипному), то и производство информации, каковым является и писательство, и сочинение стихотворений, и проведение журналистских расследований должно быть ориентировано на удовлетворение реальных потребностей конкретных людей. В такой адресной ориентированности — залог жизнеспособности современной журналистики, понимаемой как могущественный фактор управления развитием общества, способствующим генерализации тех или иных мнений и решений и обмену опытом между обладателями различных видов практики. Писательство нетленки — это своего рода роскошь. Журналистика — повседневный труд оповещения и толкования. Кто-то из великих сказал: «То, что сегодня презрительно именуется политикой, завтра уважительно почитается как история». Что-то подобное сквозит и в отношениях между большой литературой и журналистикой. Недаром же многие известные писатели были по профессии врачами, ответственными за охранение здоровья людей. Журналисты по сути дела выполняют ту же работу, но доступными им средствами — словом, образом, авторской интонацией.
Вернемся к астропрогнозам. В их создании ощущается присутствие духа творческой журналистики, который позволяет чувствовать ритмы космической жизни, неизменно по-разному отражающиеся в наших делах, на наших отношениях, в нашей внутренней жизни. Объективных событий астрономического порядка каждодневно происходит хоть отбавляй. Но вдруг небо превращается в театр военных действий, отягощенное квадратом Марса и Плутона. То оно наполняется духом противоречия и несогласия, оказываясь под влиянием оппозиции Меркурия и Юпитера. То вдруг воцаряется благостное спокойствие под тригоном Венеры и Нептуна. В наблюдаемом с Земли пространстве вооруженный знанием символического смысла происходящего наблюдатель отмечает то публичные праздники (тригон Венеры и Урана), то рядовые вести с полей (ингрессия Луны в Знак Девы), то понижение температуры общественной жизни (соединение Солнца и Сатурна). Все эти события рассматриваются целостно, комплексно, они представляют собой неповторимые комбинации различных энергий и сил, но все они в принципе интерпретируемы и могут быть переданы в слове с высокой степенью конкретности. Используя одну и ту же символическую систему, астрологи всегда говорят об одном и том же, но разными словами — они прорицают на своем родном языке, а потому кажутся говорящими вразнобой. На самом же деле объективная картина звездного неба толкуется ими в принципе одинаково, хотя язык одного толкователя может быть ближе конкретной аудитории воспринимающих, недели язык другого.
Сами по себе астрономические события вполне конкретны и просты: угловые взаиморасположения движущихся объектов (аспекты), пересечение планетами и светилами определенных символических границ, разделяющих отдельные участки звездного полотна друг от друга (ингрессии) и перемена движения с прямого на обратное и наоборот (директирование-ретроградирование). А вот толковательная работа, заключающаяся в расшифровке символического смысла происходящего и в переводе его на содержательные языки, которыми пользуются в своей повседневной жизни различные аудитории пользователей прогнозов — дело более чем ответственное, художественно непростое и интеллектуально значительное. Все отдельные содержания символов необходимо соотнести друг с другом и приложить к определенным областям жизни и видам творческой деятельности, что требует не только отменного знания астросимволики и хорошего владения языком, но и неформального знакомства с теми областями жизни, к которым прилагается конкретный астропрогноз.
Астропрогностика называется нами виртуальной журналистикой не только потому, что она эфемерна и ее литературные плоды увядают вслед за уходящими днями. В этом смысле она подобна работе кулинара, шедевры которого без устали поглощаются проголодавшимися посетителями кафе, или труду парикмахера, несмотря на все старания которого его клиенты из месяца в месяц все обрастают и обрастают, из-за чего приходится творческую работу начинать каждый раз заново, словно чертить письмена на морском песке, с дисциплинирующей регулярностью омываемом волнами. Астропрогностика виртуальна еще и в смысле возможностности, которая присуща ей изначально. Всякое астрономическое событие, как доказано многовековой практикой, свидетельствует о потенциалах и возможностях, присущих определенным моментам и периодам времени, которые как раз для того и сообщаются людям, чтобы быть учтенными и использованными. Как жаль, когда из пустой интеллектуальной гордыни и банальной необразованности пресловутые «противники фатализма», как высокопарно именуют себя противники астропрогностики, лишают и себя, и других всех тех бесценных возможностей, которые подобно хорошей погоде для сеятеля или свежему ветру для мореплавателя всегда временны — они приходят и уходят, оставляя отказавшегося от использования их возможностей ни с чем.
В астропрогностической журналистике, ориентированной на проектационное, программативное описание событий, наблюдаемых в звездном небе, присутствует все, чем так привлекательна и интересна любая творческая журналистика. Есть там и астрономическая объективность, и описательная увлекательность, и человеческая душевность, и исследовательский азарт, и авторская позиция. Качественные астропрогнозы всегда содержат наряду с описанием созревающих к своему разрешению проблем, связанных с теми или иными факторами астродинамики, и полезные обобщения человеческого опыта, памятование о которых может пригодиться при встрече с теми или иными надвигающимися ситуациями. Разумеется, без таланта в таких описаниях не обойтись. Что же касается своевольности и отсебятины, то в астропрогностике они не более опасны, чем, к примеру, в медицине или политике. Авторское начало не должно заслонять собой объективное толкование действительных фактов и не должно утрачивать своей полезности для тех, кто применяет его в повседневной жизни. В противном случае пользователи разочаровываются в прогнозисте — и его место занимает другой, более образованный, более талантливый, в конце концов, более ответственный. Оно и понятно — слишком серьезна социальная роль прогнозиста вообще и астрологического в частности для того, чтобы бездумно доверять первым попавшимся лицам, освоившим азы астрологической символики. Астропрогнозирование — дело серьезное, и без надлежащего опыта и литературной добросовестности тут никак не обойтись.
Журналисты, работающие в различных специализированных изданиях, профессионально ориентируются на вкусы и интересы своей главной целевой аудитории читателей. Они знакомы с волнующими их проблемами, свободно ориентируются в профессиональном языке своих адресатов и достаточно компетентны в том, чтобы разобраться в хитросплетениях непростых повседневных вопросов, волнующих читателей. Такой же адресной тематической фокусировки должен добиваться и астролог-прогнозист, ориентирующий свои тексты на определенные профессиональные, социальные и возрастные группы читателей. Ему хорошо должна быть знакома область творчества, которым занимаются адресаты его журналистских посланий, их профессиональный язык. Для этого он должен быть знаком с ключевыми фигурами этого тематического сообщества, а еще лучше — иметь базовое образование в области, избранной им для астропрогностического обслуживания. В большинстве случаев так и случается: криминологическими астропрогнозами занимаются освоившие астрологию юристы, медицинскими астропрогнозами ведают вчерашние врачи, а экономическими предвидениями заняты те, для того экономическая наука известна не из газет. Кстати, такого рода тематическая компетентность подразумевается не только для астропрогнозистов. Занимающиеся синастрическими исследованиями специалисты в области дизайна отношений большей частью имеют специальное психологическое образование, так как порождаемые ими тексты являются отчетливо терапевтирующими. Диагностикой одаренности, выливающейся в сугубо педагогически инструктивные тексты, заняты детские психопедагоги, а астрологирование спортсменов осуществляют те, кто знаком со спецификой конкретных спортивных профессий, а потому владеют характерной только для области их специальных интересов символической системой.
Как для журналиста, так и для астропрогнозиста совершенно необходима непрерывная живая связь с адресатами их содержательных изложений. Без такого рода прагматической верификации, без такой нелицеприятной обратной связи развитие мастерства автора не представляется возможным. Смысл всякой коммуникации — не в том, что сказано, но в том, что понято, воспринято и принято. Отсюда вытекает принципиальная обязательность обратных связей. Конечно, речь не идет о масштабных статистических исследованиях «попадания» конкретных прогнозов, ведущихся с помощью электронной переписки. Однако отзывы читателей о тех или иных особенностях языка, спектре рассматриваемых проблем и конкретных пожеланиях о совершенствовании прогностической информации жизненно необходимы самому прогнозисту как дисциплинирующий и вдохновляющий фактор его собственного творческого развития. Астропрогнозы не должны оставаться выкриком в открытую форточку. Они имеют смысл лишь тогда, когда оказываются открытыми к изменению в соответствии с содержательными замечаниями читателей, когда проникнуты диалогизмом, когда тяготеют к конкретности и стремятся оставаться актуальными и применимыми для тех, кто ими пользуется. Астропрогнозы — это творческий поток конкретных инструкций по приведению в порядок повседневной жизни, и как таковые должны рассматриваться и порождающими их, и использующими. Поэтому они должны целиком ориентироваться на пользователей, их запросы, их интересы, хотя и авторская позиция прогнозиста весьма существенна для соответствия прогнозов его эстетическому чувству и интеллектуальной интуиции.
Конечно, каждую неделю приходится писать все новые и новые тексты, которые утрачивают свою актуальность, как только проходит очередной день, будучи использованы или проигнорированы, а то и вовсе поняты превратно. Однако если представить себе те тысячи людей, которые осознанно обращаются к этим эфемерным текстам и благодаря творческой медитации на них применяют к гармонизации собственного бытия, делая поправку на течение поветрий и ветер перемен, то становится теплее на душе, когда знаешь, что труд твой не пропал зря, а кому-то помог, кому-то подсобил, кого-то предупредил, а кого-то направил в нужную ему самому сторону.
Эпоха Водолея станет эпохой свободного авторства. Это не означает реабилитацию графоманства. Это свидетельствует о необходимости развития широкого и дифференцированного рынка авторской информации, в потреблении которой будут заинтересованы вполне определенные аудитории, весьма специфичные и весьма тонко структурированные. При этом текстотворчество должно из «стратегически судьбоносного» превратиться в полезное, применимое и всегда новое, интересное, оживляющее разум и гармонизирующее действия. Это не означает наступления фельетонной эпохи, предсказанной Германом Гессе. Это означает развитие всех форм взаимовыгодных коммуникаций, одним из безусловно важных видов которых явятся столь настойчиво защищаемые нами астропрогнозы. Порождение прогностических текстов предоставит многим возможность ориентироваться в перемене настроения бытия и в изменениях психологической погоды. Прогнозы будут и общими — постоянно и для разных аудиторий, и настроенными индивидуально — для конкретных лиц и конкретных организаций. Подобно тому, как без устали противостоят натиску энтропии врач, юрист, визажист, кулинар и менеджер, так и создатели прогностических текстов будут способствовать прояснению осознания людьми важных сторон их собственной жизни, расширению представлений о собственных творческих действиях и уточнению людьми их собственных позиций, мнений и оценок.
Именно в этом и заключается миссия астропрогнозиста — ввести в сферу осознаваемого многое из того, что в беготне будней само собой выпадает из поля зрения большинства людей, падает в область предсознательного, смутно осознаваемого, а значит не подлежит окультуриванию и управлению со стороны самого человека. Прогнозист изо дня в день как бы напоминает своим читателям о многообразии окружающих их влияний, о многоцветье выборов и о важности совершения любого творческого действия. Если таким оказывается результат астропрогнозирования, работу астролога можно считать состоявшейся и соответствующей своему культурному предназначению.
Со временем по мере формирования канонов проектационной журналистики астропрогнозов многие астрологически одаренные журналисты изучат астрологию, а обладающие литературным даром астрологи углубятся в освоению журналистских технологий. И те и другие встретятся на поле астропрогностики, интерпретируя в свете интересов самых различных аудиторий читателей происходящие в небе астрономические события и удовлетворяя потребность людей в получении информации о предполагаемом будущем в соответствии с их творческими интересами. Такие разнообразнейшие и по тематической ориентации, и по стилю изложения астропрогнозы будут способствовать развитию астропсихологической культурности, без которой оценить действительные творческие возможности и общих, и индивидуального прогнозов попросту невозможно.

Основные виды общего астропрогнозирования

Итак, пояснив, что астропрогноз — это вовсе не досужее развлечение скучающих бездельников и малообразованных шалопаев, а весьма существенная область общечеловеческой культуры, перейдем к описанию некоторых видов прогнозов. Не следует думать, что общие астропрогнозы, необоснованно именуемые еще массовыми, обязательно должны быть составлены безответственными и некомпетентными авторами. Общий прогноз не обязательно должен оказаться ярмарочным, он вполне может содержать известную долю достоверной информации и обладать несомненной инструктивной полезностью и художественными достоинствами. Конечно, индивидуальные прогнозы на порядок точнее общих, однако и последние виды прогнозирования несомненно способствуют поддержанию должного уровня хрональной безопасности, если сделаны компетентно и ответственно.
Символическая система, используемая при создании общих астропрогнозов, безусловно шире и просторнее частных символических систем, применяемых при создании тематически ориентированных (специфически аудиторных) прогнозов, создаваемых, к примеру, применительно к потребностям авиадиспетчеров, финансистов, следователей или организаторов общественного транспорта. Соответственно различаются и используемые творческие стили от развлекательно-рекреационного, предназначенного для людей, собирающихся отдохнуть, до сугубо инструктивного, ориентированного, скажем, на ответственных работников силовых ведомств.
Разумеется, в применении прогностических данных к собственной жизни необходимо стремиться к золотому равновесию здравомыслия и доверительности, о котором всегда предупреждали мудрецы. Общеизвестно, что происходит с заставленным молиться дураком. Фанатичное доверие прогнозам, как и их нарочитое игнорирование в большинстве случаев приводит к печальным последствиям. Правда, есть категория везунчиков, гармонию жизни которых не в состоянии разрушить ни глупость отрицательства, ни тупость абсолютной приверженности. Но все же для большинства социально здоровых граждан, не отягощенных особенной опекой фортуны, не усиленных особенным везением, все же разумнее придерживаться золотой середины, действуя под девизом «Доверяй да проверяй». Какая бы прогностическая информация Вами ни использовалась, какие бы рекомендации ни предписывались астропрогнозистами, все же окончательно все утверждается и решается лично Вами. В Вашем же распоряжении всегда наличествует интуиция, развитие которой и составляет один из компонентов целостного личностного роста. Так что следует учиться использовать любую полезную информацию, но все же более всего доверять лишь самому себе как конечной инстанции истинности собственной жизни. Ведь все равно лишь принятие ответственности за решения на себя поможет разбираться с причинами складывающихся ситуаций и управлять развитием последствий. Вы в состоянии править собственной жизнью лишь в том случае, если Вы сами находитесь в центре собственного мироздания. Тогда на Вас лежит вся ответственность за происходящее с Вами, но Вы же можете доверять себе и свободно принимать решения. Кстати, не забывайте, что далеко не все в жизни зависит только от Вас. Мы невольно ассоциируем все удачи и неудачи с собственными личностными чертами и профессиональными качествами, тогда как реально в нашей действительной власти находится многое, но не все. Об этом тоже следует помнить, чтобы в полосе неудач, не зависящих от Вашей воли, не сформировать образ самого себя как хронического неудачника или неумейку, а также в полосе удач не приписать все складывающиеся в силу внеличностных причин успехи себе лично. В определении своего места в жизни как в эйфории, так и в унынии крайне важно хранение подлинного смирения, которое заключается в отказе от внешнего сравнения себя с другими и в памятовании о том, что кроме лично Вас в мире полно действующих волевых начал, начиная от близких людей и социальных закономерностей и заканчивая Создателем Вселенной, который ни на минуту не оставляет своего попечения о каждом из нас, чему мы не склонны доверять.
Отличие общего от индивидуального гораздо более существенно, нежели полагают большинство приверженцев астрологии. Если при анализе общей астродинамики, лежащей в основе общего астропрогноза, рассматривается лишь Солнце в Знаке Зодиака (одна двенадцатая населения), то индивидуальный астропрогноз верен лишь для одного-единственного человека на планете, родившегося в определенном месте в определенное время. Иерархия соотнесения точности астропрогнозов такова:
1. Общий (относительно точки весеннего равноденствия).
2. Зодиакальный (относительно солнечного знака).
3. Аудиторно ориентированный (специфика языка).
4. Тематически ориентированный (солнечный знак и система вторичных домов).
5. Индивидуальный (личный гороскоп).
Анкетирование постоянных клиентов, которые находятся в режиме непрерывного астропрогностического сопровождения (подекадный годовой прогноз, подневный за месяц вперед, хорарная экспертиза отдельных мероприятий и электива планируемых инициатив), показало, что распределение веса значимости между тремя основными видами астропрогноза оказалось примерно следующим: общий 20%, зодиакальный 20% и индивидуальный 60%. Правда, в периоды наиболее активных действий и в кризисные периоды значимость различных видов астропрогнозов перераспределяется следующим образом: общий 10%, зодиакальный 10%, индивидуальный 80%. Так что конкретные события конечно необходимо просчитывать в индивидуальном порядке, тогда как спокойное течение жизни и отказ от форсированных режимов проживания позволяет удовлетвориться минимумом тех астропрогнозов, которые можно иметь в свободном доступе, не трудясь заказывать для себя лично индивидуальное прогностическое исследование.
Общие прогнозы — штука вполне серьезная. Они ориентируют, рекомендуют, предупреждают и обращают внимание на малозаметные стороны происходящего, фактически помогая разбираться в распределении вероятностей возможного с целью обустроения жизни. Даже имея личный индивидуальный прогноз, следует интересоваться общим и тематическим с тем, чтобы осведомиться об общей ситуации и принять во внимании то, что творится с Вашими партнерами или в интересующих Вас областях жизни. Домоседов мало интересует погода на улице. Человек же, занятый поставками товаров из дальних регионов и отправляющий туристов за рубеж, неизменно осведомится о том, какая погода в местах работы его партнеров, не говоря уже о погоде в собственном городе. Аналогия весьма точна: чем активнее человек в жизни и чем внимательнее и ответственнее он относится к своим взаимодействиям и делам, тем обстоятельнее и вдумчивее он изучает целые серии астропрогнозов для того, чтобы быть предупрежденным как об опасностях, так и о благоприятствованиях. Недаром во все времена неоспоримой оставалась правота поговорки: «Кто предупрежден — тот вооружен».

Саморазвивающийся гуманитарный проект

Если относиться к астропрогнозам здраво и взвешенно, без отрицательства и фанатизма, то они оказываются немаловажной частью общей психологической культуры, без которой в будущем информационном обществе никак не обойтись. Мы рассматриваем астропрогнозы в качестве гуманитарно-практической дисциплины. Наш опыт доказывает, что для многих людей астропрогнозы при их правильной организации и квалифицированной подготовке могут стать важным пособием в организации и упорядочивании жизни. От разумно воспринимаемой астропсихологической недалеко и до осуществления одной из ярчайших надежд человечества — до овладения осознанным управлением собственным творческим развитием. Наши изыскания в области метастратегического психокатализа свидетельствуют, что до широкомасштабного осуществления этой мечты рода человеческого доживут уже наши дети.
Если реализация самоуправления собственным развитием понимается как янская, активная практика психокультуры, то учет астропрогностических данных может пониматься как практика иньская, пассивная. Не стоит назначать свадебный праздник на день конфликта Венеры и Марса или планировать публичное выступление на соединении Меркурия и Сатурна. Точнее, если приходится совмещать эти астрособытия с мероприятиями, то последние должны быть организованы как раз с учетом специфического влияния этих астрологических феноменов на поведение и настроения людей, создающих сами события.
Благодаря прогнозам люди становятся активнее, однако активность эта не становится навязчивой и хаотичной, а напротив способствует поддержанию экологического равновесия на нашей и без того накувыркавшейся в буднях истории планете.

Глоссарий

Алгоритм — программирование решения задачи, точно предписывающее, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.
Вероятность — математическое понятие, означающее числовую характеристику степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях.
Виртуальное — возможное, могущее наступить, способное реализоваться, готовое произойти при определенных условиях.
Волновая функция (вектор состояния) — в квантовой механике основная величина, описывающая состояние системы и позволяющая находить вероятности и средние значения характеризующих ее физических величин (синоним — «амплитуда вероятности»).
Волны вероятности — абстрактный математический конструкт, соответствующий изменению распределения вероятностей наступления тех или иных событий во времени (синонимы — «дрейф вероятности», «динамика изменения вероятности»).
Журналист — литературный работник, занимающийся публицистической деятельностью в средствах массовой информации.
Журналистика — общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации.
Литература — совокупность произведений письменности, имеющих общественное значение (включая публицистику и эпистолярные произведения).
Мантика (от греч. mantike — искусство прорицания) — гадание, приемы предсказания будущего.
Прогноз (от греч. prognosis — предвидение, предсказание) — суждение о состоянии какого-либо объекта или явления в будущем.
Прогнозирование — разработка прогноза, представляющая собой конкретизацию предвидения, связанную с планированием, программированием, проектированием и управлением; является одной из форм проектирования создаваемой действительности, отличающейся от других его форм — мантики и искусства.
Программа (греч. programma — объявление, распоряжение) — содержание и план деятельности, расписание работ; план деятельности, работ, направленных на достижение определенной цели и описанных в связи с рядом конкретных условий.
Программативный — рассматриваемый как способствующий формированию определенных программ действий, инициирующий планирование и конкретизацию различных мероприятий, совокупно ориентированных на достижение цели (отличие от программирующего и программного).
Программирование — а) раздел прикладной математики, изучающий и разрабатывающий методы и средства составления, проверки и улучшения программ для ЭВМ, б) процесс подготовки задач для решения их на ЭВМ.
Проект — разработанный план сооружения, устройства чего-либо, расписание мероприятий по формированию определенного результата.
Проектационный — способствующий выстраиванию проекта, который организует разработку программ, направленных на выполнение конкретных результатов (отличие от проективного).
Проектация — проектотворческая деятельность, заключающаяся в осознанном формировании целостного образа ожидаемого результата и изучении его особенностей, знание которых и ложится в основу построения конкретных проектов.
Проектирование (лат. projectus — брошенный вперед, замысел, план) — процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.
Проекция — изображение пространственных фигур на плоскости; приписывание неосознаваемых качеств собственной внутренней жизни окружающим людям, выступающее в качестве способа психической защиты.
Публикация — оглашение, объявление, предание гласности в средствах массовой информации.
Публицистика (лат. publicus — общественный) — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.
Случайное событие — событие, которое может при осуществлении данных условий как произойти, так и не произойти и для которого имеется определенная вероятность его наступления.
Стохастичность (от греч. stochastikos — «умеющий угадывать») — случайный, вероятностный; любопытно, что в связи с исходным значением слова («угадывание») в термине «стохастический» представление о случайности получает особое звучание, напоминающее об особой организованности существования, которая при определенных условиях оказывается вполне постижимой.
Текст (от лат. textys — сплетение, ткань) — всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ и т.п.).
Язык — а) средство общения, б) способ представления субъективных данных в объективном виде, в) знаковая система кодирования объектов и процессов внешнего мира, г) внешнее проявление результатов мышления, являющееся средством хранения и передачи информации для накопления опыта и управления приспособительным поведением людей.
вверх