Настоящая статья не претендует на всеобъятность. В ней чувствуется некая недосказанность и неоконченность, оставляя тем самым возможность Читателю самостоятельно «домыслить» ответы на возникающие в процессе чтения вопросы, включившись в открытое пространство полноценного сотрудничества, ведущего к целесообразному творчеству Жизни. Одновременно с этим, она концентрирована и динамична. Ее цель — проявить задачи и проблемы, препятствующие достижению действительного обновления образования, его подходов, методик и технологий, в соответствии с современным уровнем понимания человеком себя и окружающего мира: законов Космоса и общественного развития; условий гармоничного сосуществования в системе Человек — Природа — Космос.
Приход нового Знания или древняя Мудрость?
Изо всех сил своих учитесь понимать.
Библия, Притчи, 4:7
Конструкция Вселенной удивительным образом организованна и упорядочена: все субстанции созданы таким образом, что, следуя с полной самостоятельностью закону своего внутреннего развития, каждая из них одновременно в каждое мгновение находится в точном соответствии со всеми другими. Все в ней имеет свое предназначение и, следовательно, цель существования. Каждая монада (неделимая, бессмертная духовная единица Вселенной), воплощаясь в физическую оболочку с названием человек, принимает на себя определенную жизненную программу, следуя которой (с предустановленным диапазоном свободы), человек и достигает (вернее, должен достигнуть) своей конечной, строго индивидуальной цели. Это и есть самореализация. Выполнение этой цели во все времена было важнейшим делом жизни человека, хотя очень мало кто сумел осуществить ее (порождая тем самым бесчисленное число воплощений в разных качествах, разных местах, разных эпохах).
В сложившихся сегодня реалиях достижение самореализации становится необходимостью, без которой дальнейшее существование человека, как индивидуума, так и всего рода человеческого, весьма проблематично (если даже не еще «печальнее»). Следовательно, именно самореализации (то есть, умению человека действительно решать задачи и проблемы, которые возникают в процессе жизни, практически, каждого из нас), должно всеми силами содействовать современное образование, обучение и воспитание. В этом и проявляется основная задача образования — создание условий для формирования личного образа «Я» (нахождения себя-настоящего), на основе многообразного Знания о Жизни. Это не только приход нового Знания и не только древняя Мудрость, — это, прежде всего, новое понимание (подсказанное, а вернее, рекомендованное грядущей космической эпохой «Развития Сферы Разума»), сформировавшееся на целостном подходе к жизни, охватывающее, в величайших просторах пространства и времени, все, поистине, великие осознания действительно высочайших умов человеческих (именно в этом и состоит их величие: в реализации способности достижения такого уровня понимания бытия)!
«Системный кризис» и образование: причины, следствия, возможные пути решения
FALSA IN UNO, FALSA IN OMNIBUS — ошибка в одном, ошибка во всем
Латинская пословица
Кризис современной системы образования — это кризис мировоззрения, возникший в результате господствующей в массовом сознании философии дуализма (противопоставления). Следует отметить, что наши представления о развитии истории человечества в глобальном масштабе характеризуются тремя основными этапами: 1-й — синкретизм, 2-й — дуализм и 3-й — монизм.
В течение первого этапа жизнь человека была непосредственно подчинена законам Природы (саморазвивающейся биосфере планеты), со всеми жизнеорганизующими последствиями. В течение второго этапа произошла «выделенность» человека из естественного состояния с выходом на уровень социальных отношений, где преобладают законы трудовой деятельности, направленные на преобразование (покорение) Природы. Развитие человечества в условиях «отчужденности» от Природы и противопоставления социальной форме человеческого бытия (в том числе, противопоставления экологии экономике), в своем конечном результате породило «системный кризис» (деградационные тенденции) «разумной» жизни на нашей планете. Это обстоятельство ставит перед человечеством задачу «возврата» к гармонии взаимодействия с Природой, но на качественно новом, наукоемком уровне (монизм, а может быть, лучше — организм, то есть динамическая целостность?).
Чтобы понять причины, следствия и возможные пути решения данной проблемы, сделаем небольшой экскурс в историю. Вспомним: становление точных наук произошло на основе декартовской философии рационализма (чему, несомненно, способствовали и открытия Н. Коперника — «Гелиоцентрическая система мира», Г. Галилея — «Закон падения тел», И. Кеплера — «Три закона движения планет»), в результате чего в общественном сознании произошло разделение человека на душу и тело.
Влияние философии Рене Декарта (1596-1650) сохранилось вплоть до настоящего времени. Вся современная техника возникла благодаря тому, что Декарт поставил людей по отношению к Природе на такую позицию, с которой только вообще и открываются возможности ее полного завоевания. Декарт «научил» людей думать так, что они смогли создать технику.
Это и породило «болезнь» современной цивилизации — узкую специализацию, приведшую мир к «системному кризису». Специалист — это человек, получивший глубокие знания или навыки в ограниченной области. Случается, что специалист теряет представление о жизни в целом, а иногда даже о том, являются ли результаты его работы позитивными или негативными.
Однако в XX веке были сделаны колоссальные шаги по объединению Земли. Во-первых, были закрыты все белые пятна, и сейчас не исследованных географами мест нет, во-вторых, когда был изобретен телеграф, то синхронизировалось время на Земле, так как возможность мгновенно передавать информацию из одной точки в другую потребовала создания часовых поясов. Раньше люди везде жили по местному времени (когда ровно в 12 часов дня Солнцe находится выше всего над гopизонтом) и не было потребности вводить единое время, потому что когда вы перемещаетесь пешком или на лошади, то есть с небольшой скоростью, вы свои часы переставляете потихоньку по мере своего продвижения. Необходимость согласовывать время возникает тогда, когда у вас есть возможность непосредственно общаться с человеком, который находится совсем в другом времени.
Наряду с этим, были сделаны значительные научные открытия в области генетики, а также по структуре и функционированию человеческого мозга. Ну, а после полетов в космос, человек, в прямом смысле, стал существом космическим (видимо, стоило выйти в открытый космос хотя бы для того, чтобы понять свою Землю как «идеальный» (безукоризненный, безупречный) космический корабль). Космос, в первую очередь Солнечная система, влияя на человечество, сами изменяются под обратным влиянием человека — одной из космических сил. Следует окончательно осознать, что принцип неопределенности Гейзенберга имеет общекосмическое значение, безвозвратно изменяющее укоренившееся в общественном сознании разделение мира на познающий субъект и познаваемый объект. Произошло осознание целостности мира также благодаря закону подобия «макрокосмоса» и «микрокосмоса», известного в эзотерических учениях еще с древних времен.
Представление, что мир един (и это единство должно быть в основе самых различных научных и философских концепций) возникло в XX веке и подтверждается не только изобретением голограммы, но и объединением Земли по информационным каналам (например, «всемирной паутиной» владельцев персональных компьютеров), последствия которого еще не до конца ясны, но совершенно понятно, что они будут просто грандиозны, и что вся цивилизация кардинально изменит свой облик в ближайшее десятилетие. В последние годы наметились тенденции объединения отраслевых наук, углубленная спецификация которых, и привела их к расхождению друг с другом.
В связи с вышерассмотренным, и философские схемы, которые употребляются для описания мира, должны соответствовать этим представлениям и, даже более того, быть для них базой. Философия сама по себе уже поддерживает представление о единстве мира, так как разнообразные, разрозненные явления интерпретируются как бы с единых позиций или путем составления некоторых общих законов. Говоря на философском языке — мир един настолько, что весь целиком символически содержится в любой своей части, но насколько же трудно, в частности, смоделировать такой тип устройства, пользуясь методами и языками современной науки!
Что же касается образования (которое является частью всей философии жизни) то, чтобы преодолеть философию противопоставления, необходимо проводить воспитание и обучение с позиции целостности (единства) мира, ведь Природа может пониматься исключительно на основе своей внутренней связности.
Аналогично «бутстрэпному» подходу в физике («бутстрэпная» теория частиц Джефри Чу, объединяя квантовую механику Бора-Гейзенберга и теорию относительности Эйнштейна, является дальнейшим развитием современной физики), в современном обучении за основу должна браться ни одна наука или же направление, а сеть отношений и связей между разными взаимодополняющими друг друга базами знаний, что в результате может дать, до сих пор не досягаемый, качественно новый уровень «действия» системы обучения.
На протяжении всей истории западной науки и философии сохранялось предположение, что любая система знаний должна иметь твердые основания. «Бутстрэпной» же схеме свойственно не считать абсолютными никакие понятия: вы всегда готовы обнаружить слабости в старых понятиях, ведь все научные понятия и теории — это лишь приближения к истинной природе реальности, значимые лишь для определенного диапазона явлений. Наука будущего может представлять собой мозаику пересекающихся теорий и моделей подобного типа. Ни одна из них не будет более фундаментальной, чем другие, и все они должны быть взаимно согласованными. В конце концов, наука такого рода выйдет за пределы условных разграничений между дисциплинами, используя те языки, которые оказываются подходящими для описания различных аспектов многоуровневой, взаимосвязанной структурной ткани реальности.
Цели и задачи современного образования
Новые формы обучения должны ориентироваться на новое сознание будущего, на личную инициативу, на конструктивное действие: учение должно быть не ради учения, а ради эффективного решения практических задач.
Из седьмого доклада Римского клуба «Нет пределов обучению»
Если средневековая Европа была вынуждена ввести образовательные стандарты ради того, чтобы в кратчайшие сроки выйти из мрака тогдашнего невежества, принудительно заставив своих жителей стать носителями вполне профессиональных качеств (что достигалось конвейерным методом привития им стандартных «знаний»), то в тоже время на Востоке в системе образования культивировался индивидуальный подход к учащимся. Для развития человечества важна многоцветная палитра талантов его представителей, а не серая рать биороботов.
Что же сегодня должен уметь учащийся? Прежде всего, научиться:
самостоятельно мыслить;
эффективно работать с информацией (искать, выбирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать);
моделировать, проектировать объекты и процессы (в том числе при взаимодействии с другими);
принимать решения и действовать в непредвиденных ситуациях;
доводить дело до конца (ответственно реализовывать свои планы);
учиться всю жизнь (овладев принципами непрерывного самообразования)!
И самое главное — современный учащийся должен стать способным преодолевать собственные ограничения (этот процесс, именно и есть развитие).
В настоящее время во всем мире происходит изменение основ системы образования, пересмотр таких базовых понятий, как грамотность, научность, профессиональность. Крупнейшая в мире федерация учителей Education International формулирует роль учителя уже «не как распространителя знаний (чаще всего, просто распространителя информации о знаниях), но гида, помогающего учащемуся в путешествии по разнообразным учебным средам и обмене знаниями». Сам же учитель должен стать «жизненным» философом, то есть искателем ориентиров для ищущих Истину, которая «...так нежна, что чуть отступил от ее, впадаешь в заблуждение» (Б. Паскаль). Уместно вспомнить известное высказывание, что войны ведь выигрывают (и соответственно проигрывают) не полководцы, а школьные учителя, формирующие сознание своих учеников (в целом, всего подрастающего поколения).
Одаренность спасет Мир?
Творец всего, помоги мне. ... если твоя рука не направит меня, я далеко отклонюсь от дороги, ведущей к успеху и счастью. ... Я не прошу возможностей, равных моим способностям, напротив, руководи мною так, чтобы я мог развить способности, равные моим возможностям.
Ог Мандино, «Величайший в мире торговец»
Теперь, видимо, можно рассмотреть все более и более распространяющееся явление «одаренности».
Проблема роли личности в истории человечества всегда (скрытно или явно) была актуальной. Именно «человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд человечества, дарит миру научные открытия и изобретения, по его проектам возводятся дворцы и храмы, под его влиянием, по его инициативе и благодаря его усилиям создаются различного рода организации, включая научные, и даже возникают государства. Мысль, труд и духовная энергия каждого человека творят постоянно растущий «разумный мир». Люди познают окружающее, осваивают природные ресурсы Земли и синтезируют «вещества, в ней не бывшие», конструируют машины, пишут картины и сочиняют музыку, вырабатывают объединяющие их этические представления, создают философские системы и религиозные учения.
В этой связи немалый интерес представляет изучение взаимосвязи творчества и личностных качеств великих людей, с именем которых были связаны целые исторические эпохи. Речь идет не столько о проникновении в их замыслы и творческую лабораторию, сколько о постижении их духовного мира и нравственных критериев работы, такие исследования особенно важны в наши дни, так как они, помимо всего прочего, имеют большое этическое, воспитательное значение. Ведь именно решающим и определяющим показателем человеческой разумности является духовная жизнь личности в ее социально-активной деятельности.
Сегодня наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Так, «Рабочая концепция одаренности», направленная на создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и реализацию потенциальных возможностей одаренных детей, возможно, пытается решить одну из приоритетных социальных задач — вырастить поколение, способное решать проблемы планетарного масштаба любой сложности. Однако для этого необходимо разработать концепцию и технологию обучения массового характера, а не растить будущих «ведущих» и «ведомых». Следует помнить, что мы имеем дело с живыми людьми (ведь маленький человек — уже человек!). Большинство же центров, работающих с одаренными детьми, просто «снимают сливки», развивая те способности у детей, которые с рождения уже достаточно развиты. Если изобразить способности человека в виде гистограммы (их графическом представлении), то, развивая врожденно-высокий уровень его способностей, мы увеличиваем дисбаланс как его умений-знаний (содействуя той же «узкой специализации»), так и неравновесие его психики (увеличение разрыва между менее развитой и более развитой способностями, еще больше усилит амплитуду колебаний от гениальности до помешательства «душевного маятника» у ребенка).
Традиционно выявление одаренности происходит на основании разнообразных психологических методик (в частности, тестов), которые показывают частично реализованные врожденные способности ребенка. При этом выявляется лишь «следствие» — констатация наличия или отсутствия высокого уровня определенных способностей, но совсем игнорируется «причина» — потенциальные возможности человека, которые раскрываются нетрадиционными методами исследования (астрология, хирология, физиогномика, индивидуальные физиологические особенности, его наследственность, духовный уровень ближайшего окружения и др.), которые сегодня становятся научно обоснованными, благодаря их применению в РАН, РАМН, РАЕН. Именно исследуя «причину» выдающихся способностей человека можно «увидеть» его жизненную программу (основные задачи текущего воплощения), используя рассмотренный выше «бутстрэпный» подход. Только на основе полученных таким образом целостных данных можно принимать решение, что развивать (вернее, создать условия для развития) в растущем «вундеркинде».
Может быть, следует развивать как раз те его способности, которые «от природы» у него слабо развиты, что приведет его в гармоничное состояние (примерно выровняет показатели способностей), чтобы дальше он развивался, «расширяясь в объеме как шар», а не «в плоскости» какой-либо одной науки, или развивая только интеллектуальные способности, при игнорировании развития других способностей (в том числе и феноменальных). В принципе, можно развить любую человеческую способность — техник для этого предостаточно. Следует сказать, что в XII веке на Руси ничтожно мало кто умел рисовать или играть на каком-либо сложном музыкальном инструменте должным образом (поэтому их тогда и не существовало). Сегодня многое стало возможным благодаря, например, методу обучения под названием «Информодинамика», использующему принцип «Мы предлагаем — Я выбираю», но ...
Вообще, педагогика — это очень ответственное дело, и нужно быть предельно осторожным (по крайней мере, понимать, что делаешь), фактически вмешиваясь в «чужую» судьбу. Возникает вопрос об этичности такого вмешательства, хотя точно так же можно спросить человека, есть ли у него право топтать землю своими ногами? Может быть, и нет (поскольку Земля, с определенной точки зрения — это физическое тело Планетарного Логоса), но без этого никому прожить не удается. Точно так же, не имея, может быть, этического права влезать в жизнь другого человека, мы это ежедневно делаем, и в наибольшей мере мы это делаем, когда, например, мы на этом человеке женимся или когда мы его рождаем на свет — вот уж большего вмешательства в чужую судьбу придумать трудно. Однако, верно и то, что каждый достоин того, что с ним происходит!
В заключение хочется напомнить известную притчу о том, как после смерти на «визит» ко Всевышнему попали трое — вор, палач и врач. Взвешивая их грехи и благие поступки, самое большое наказание получил врач. Взмолившись, врач спросил: «За что мне такое, самое суровое наказание, ведь посмотри: вор всю жизнь воровал у людей необходимые им вещи, палач, в свое время, лишал других самого ценного — их жизни, я же — всегда старался облегчить муки многих хороших людей?» На что Бог ответил: «Я посылал людям болезни для того, чтобы они разобрались и осознали, что они делают не то, ради чего пришли в эту жизнь, — а ты все время мне в этом мешал». Может быть, обязанность учителя аналогична обязанности врача — помогать Природе, поддерживать ее действия, идти ее путем, — и только (!?). Ведь каждый человек волен знать то, что подсказывает ему Природа и Сердце. Однако для этого самому учителю следует быть если не гением, то хотя бы высокоодаренным (но их не так уж много), и, кроме того, он должен обладать целостным пониманием Жизни, расширенным Знанием, овладение которым становится необходимостью в нашем обновляющемся мире.
Информационные источники
1. Космос: планета Нептун в знаке Водолей (1998-2012 гг.). Этот транзит ознаменован дружбой с интуитивно одаренными и художественно талантливыми людьми. Возможно духовное руководство со стороны друзей и/или наоборот.
2. Лебедев С.Ответная реакция на проект «Резюме основных рекомендаций национального доклада по РИО+10» (sgk.newmail.ru).
3. Лебедев С.Концепция «Ноосферное образование и воспитание как основа устойчивого развития района «Крюково» Зеленоградского Административного Округа города Москвы» / тезисы доклада на конференции ISEE/RC'2001, 26-29 September, Moscow, Russia (ulb.ac.be/ceese/RSEE).
4. Краткая философская энциклопедия. — М., Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994.
6. Величко Ф., Мансуров В.На пороге Эры Водолея. Журнал «Наука и Религия», 1995.
7. Капра Ф.Уроки мудрости. — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.:
8. Панов Е., Подводный А., Миллер М.Эзотерика для начинающих (сборник). — М., Скрин, 1998.
9. Звездный путь: (Энциклопедия мудрости) / Составитель Б.А. Минин. — М.: Экономика, 1993. — 447 с.
10. Бородин С.Педагогика уникальности человека. Газета «Нравственное возрождение», №1 2000 г.
11. Рабочая концепция одаренности. М., 1998., (Исполнительная дирекция президентской программы «Дети России», Авторский коллектив под руководством проф. Богоявленской Д.Б.).
12. Целевая программа Правительства Москвы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.» (октябрь 2001 г.).
13. Быстракова М.С.Человек в ноосфере. Ноосфера, No 10,2001 (Бюллетень неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского (vernadsky.ru).