Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Ребенок как чистая возможность

Кто-то из русских поэтов ХХ века замечательно определил отличие ребенка от взрослого: если старшие сотканы из тьмы и света, то дети сплетены из одного лишь сияния. Отсюда и предлагаемый им вывод: «Обожествляйте колыбели!». Разумеется, даже метафорически понимаемое, подобное кумиростроение недопустимо, но все же что-то в этом есть. Мы привыкли рассматривать человека как некую данность развитых черт, приписывая наличную ограниченность самой человеческой природе. Однако дети самим фактом своего бытия убеждают нас в обратном — человек есть существо возможностное!
Действительно, потенциал генотипа колоссален, и вряд ли в продолжение жизни реализуется хотя бы десятая доля всего того, чем богат хромосомный набор любого индивидуума, с которым он приходит в наш мир. Раз потенциалы столь велики и столь различны в каждом из детей, то наставничество следует уподобить садовничеству, возделыванию, предоставлению наилучших возможностей развития.
Интегральное человековедение наступившей Эпохи Водолея будет характеризоваться тремя главными чертами — психоцентризмом, семьецентризмом и детоцентризмом. Новое понимание ребенка будет необходимо касаться представлений о его сверхнаблюдательности и сверхобучаемости. Всякий ребенок, даже самый буйный или самый незаметный, неизменно оказывается от природы опытнейшим психологом. Он непрестанно подглядывает за окружающим миром, перенимая те черты и особенности поведения у созерцаемых им взрослых, которые более всего соответствуют его складывающемуся пониманию полезного и излишнего.
Истинное наставничество заключается в том, чтобы взрослые не мешали ребенку развиваться, не препятствовали его росту и не ограничивали его возможностей. Это поразительно сложно и трудно, так как провести грань между свободой и своеволием, дисциплиной и подавлением, обучением и принуждением можно лишь с помощью развитой педагогической интуиции, укорененной в глубокой психокультуре и питаемой сердечной любовью к ребенку.
Если взрослый стоит перед проблемой выбора того или иного поступка или определенного отношения к ребенку, он обязан руководствоваться императивом творческой спонтанности как проявления глубинной благонамеренности любого существа. Подозрительность, недоверие и боязни, присущие многим педагогам и родителям, мгновенно запечатлеваются в детских душах, ибо любое настроение в некоем тонком смысле является заразным.
Ребенок должен оставляться открытым для перемен, свободным для спонтанного развития и не обремененным подозрениями и предубеждениями. Счастливый — значит творческий и интегрированный, тождественный самому себе и не отяжеленный ничьими обусловливаниями. Ребенку следует разрешить быть самим собой!
Только так можно освободить дитя от привычного для многих обучения жизни как непрекращающемуся социальному бегу с препятствиями. Только так можно передать ребенку ощущение личностной неповторимости, лежащей в основе переживания чувства собственного достоинства. Только так можно предоставить ребенку тот духовный суверенитет, который всегда придет к нему на помощь и в обращении к Творцу, и в разрешении любых проблем собственными силами, и в понимании себя как существа свободного, а потому вполне самоответственного.
© Акварун, 2000-2016